Фрагмент для ознакомления
2
Время – это свойство физических систем. В естественных науках это явление природы, а не только механизм, дополняющий трехмерное пространство, так называемое четвертое измерение. Художественное время - это форма познания бытия эстетической действительности в литературном произведении.
Литература как традиционно временное искусство во временном определении разъясняется с помощью языковых средств, а для каждого языка данные средства индивидуальны.
Время в тексте имеет либо достаточно определенные, либо излишне размытые границы. Оно может обозначаться автором (например, год, час, день), либо не уточняться вовсе. Тем не менее, художественное время системно, с его помощью организовывается эстетическая действительность произведения, отражается та картина мира, которую видит автор.
При сравнении реального и художественного времени обнаруживается и их различие. Естественными свойствами реального времени являются одномерность, неотрывность, необратимость и упорядоченность.
В художественном времени все свойства приобретают иной вид. Произведение может быть многомерным, действие происходит одновременно в нескольких временных периодах, (пример - «Мастер и Маргарита» Булгакова).
Пространство - это фундаментальное понятие человеческого мышления, отображающее окружающую действительность.
Целью данной работы является рассмотрение художественного мира произведения («мира героя»): времени и пространства, их форм в фольклоре и литературе.
1 Художественный мир произведения
Художественное пространство - границы всего сущего, создаваемые автором, воссоздающие обстановку где происходит действие одна из важнейших композиционных составляющих произведения .
Особую связь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе, Михаил Бахтин предложил называть хронотопом. Хронотоп определяет художественное единство литературного произведения в его отношении к реальной действительности. Все временно-пространственные определения в искусстве и литературе неотделимы друг от друга и всегда содержат, составляющие, эмоционально-ценностного окраса.
Абстрактное мышление может подразумевать время и пространство в их раздельном отношении и существовать в отрыве от их эмоционально-ценностного момента. Однако живое художественное наблюдение, которое также полно мысли, но не абстрактной, ничего не разделяет и не отвлекается ни от чего. Абстрактное мышление схватывает хронотоп во всей его целостности и полноте . Событие - это то, что имеет место быть, происходит, наступает в произвольной точке пространства-времени. Значительное происшествие, явление или иная деятельность как факт общественной или личной жизни. Художественное событие - это продукт творчества автора, эстетически отражающий факты общественной или личной жизни человека, так же явлений природы. Естественными формами существования нашего мира являются время и пространство. В то же время художественный мир, или мир произведения, всегда, в той или иной степени, условен так как является образом созданным автором. Время и пространство в литературе, таким образом, тоже условны.
Время в художественном пространстве сгущается, уплотняется, становится видимым; пространство же втягивается в движение времени, сюжета, истории. В частности, могут изображаться события, происходящие одновременно в разных местах. Столь же просты переходы из одного временного плана в другой (например, из настоящего в прошлое и обратно).
Одним из главных свойств литературных времени и пространства является их прерывность (дискретность). Так, литература может воспроизводить не весь временной поток, а выбирать из него наиболее существенные, необходимые и особо значимые фрагменты, сопровождающиеся пропусками, во времени произведения (пустоты, с художественной точки зрения) формулами следующего типа: «долго ли, коротко ли», «прошло несколько дней», «спустя неделю» и так далее. (Пример, вступление к поэме Пушкина «На берегу пустынных волн… Стоял он, дум великих полон, И вдаль глядел»). Прерывистость пространства проявляется в том, что оно обычно не описывается подробно, а лишь обозначается с помощью отдельных деталей, наиболее существенных для автора. (Пример: в «Грамматике любви» Бунин не описывает полностью зал в доме Хвощинского, он упоминает только большие его размеры и окна, выходящие на запад и на север, «топорную» мебель).
Фрагмент для ознакомления
3
1) Бахтин, М. М. Формы времени и хронотипа в романе: монография / М. М. Бахтин. — Москва: ИНФР-М, 1975. – 504 с.
2) Брудный В.И. Обряды вчера и сегодня. М., 1968
3) Гомер Одиссея: поэма / Гомер — Москва, Гос. изд-во худож. лит: ИНФР-М, 1953. Перевод В. В. Вересаева — 640 с. — ISBN: 978-8-379-03445-1
4) Зарубежная литература XIX века. Реализм: Хрестоматия. М., 1990
5) Гончаров, И. А. Обрыв: роман / И. А. Гончаров. — Москва: ИНФР-М, 1869. — 900 с. — ISBN 5-9602-0106-2
6) Тороп, П. Х. Художественное пространство как предмет философско-эстетического анализа: монография / П. Х. Тороп. — Москва: 2003. — 36 с
7) Шутай, Н. К. Сюжетные возможности хронотопа «присутственное место» и их использование в произведениях русских классиков XIX века: статья / Н. К. Шутай. — Москва: Вестник Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 2005. № 5. — 65 с