Фрагмент для ознакомления
2
Работа по сопоставлению двух текстов
В данной работе рассмотрим драматургическое творчество Нины Садур, которое концептуально соотносится с поэтикой Н. Гоголя. Центральное место в работе займет анализ образов Хомы и Панночки из пьесы Нины Садур «Панночка», тематически связанной с повестью Николая Гоголя «Вий».
Панночка - главный женский персонаж фантастической повести Н. В. Гоголя «Вий».
Это молодая красивая дочка сотника, которая связалась с нечистой силой и стала ведьмой. Философу Хоме Бруту при первой встрече удается одержать над ней победу. В первый раз панночка предстает перед Хомой в виде безобразной старухи со «сверкающими глазами». С рассветом чары рассеиваются, и философ с удивлением видит перед собой прекрасную девушку с «роскошною косою» и «длинными, как стрелы, ресницами».
Для жителей хутора связь дочери сотника с нечистой силой уже давно не секрет. Они наперебой рассказывают Хоме разные истории, подтверждающие, что панночка - настоящая ведьма. Она сгубила псаря Микиту и Шепчиху, пила человеческую кровь, совершала другие бесовские проказы. В пьяной компании эти рассказы выглядят просто страшными сказками, но Хома по собственному опыту уже знает, что они имеют под собой реальные основания.
Умирающая панночка просит отца, чтобы Брут в течение трех ночей читал молитвы возле ее гроба. На третью ночь свершается страшная месть: Хома умирает под натиском нечистой силы.
В первую день чтения молитв Хома смог по достоинству оценить красоту умершей: «Чело, прекрасное, нежное, как снег», «брови - ночь среди солнечного дня», «уста – рубины», «щеки жаром пылавшие». Но за этой «гармонической красотой» скрывалось «что-то страшно пронзительное» и знакомое. И нет у этой красавицы даже своего имени.
Хома догадался, что это - убитая им ведьма. По ночам панночка оживает и превращается в посиневший труп. С каждым разом он становится все страшнее: «синий, позеленевший»; «зубы его страшно ударялись... в судорогах задергались... губы».
Повесть «Вий» стала одним из первых художественных произведений в русской литературе в жанре демонической фантастики. Критики отрицательно отнеслись к повести. Отмечалось, например, чрезмерная подробность в описании видений Хомы.
Николай Гоголь утверждал, что взял за основу повести народное предание. Но исследователи не нашли ни одного фольклорного сюжета, схожего с гоголевским. Образ молодой красавицы, оборачивающейся по ночам ведьмой, присутствует в некоторых народных сказках, но история панночки в целом – это творческий подход к необычной теме великого русского писателя.
В настоящее время образ панночки-ведьмы в пьесе Нины Садур представляется не менее интересными, чем у Н.В. Гоголя.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Сб. — М.: Худож. лит, 1975. — С. 234-407.
2. Гоголь Н.В. Вий. https://ilibrary.ru/text/1070/p.15/index.html
3. Канунникова И.А. Драматургия ХХ века / И.А. Канунникова. – М.: Флинта, 2003. – С. 125
4. Садур Н. Панночка. https://bookscafe.net/read/sadur_nina-pannochka-56948.html#p1