Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
I. Задания, предназначенные к выполнению 3
1. Изучение строения и функций зрительного и слухового анализаторов 3
2. Обнаружение слепого пятна 6
3. Признаки и причины нарушения зрения 8
4. Изучение механизм восприятия звука 11
5. Дайте обоснование основным правилам гигиены слуха 12
II. Задания для самостоятельной работы 15
1. Ответы на тестовые задания 15
2. Наблюдения за рефлекторными реакциями зрачка 16
Список использованной литературы 18
Фрагмент для ознакомления
2
I. Задания, предназначенные к выполнению
1. Изучение строения и функций зрительного и слухового анализаторов
В Таблице 1 представлены строение и функции зрительного анализатора.
2. Обнаружение слепого пятна
Желтым пятном описываемую часть глаза назвали из-за большого скопления количества в ней особого пигмента желтого цвета. Пигменты – лютеин и зеаксантин – не вырабатываются в нашем организме, а поступают в него с пищей и специальными препаратами.
Основная функция данных пигментов – защита фоторецепторов сетчатой оболочки от различных негативных воздействий.
Сосуды в макуле отсутствуют, потому ее питание происходит благодаря прилежащей хориоидеи (сосудистой оболочке).
Роль желтого пятна в наших глазах очень велика: оно отвечает за четкое центральное зрение и цветовосприятие. Способность видеть мелкие предметы и оттенки цветов обеспечивают специальные клетки – колбочки.
На некотором расстоянии от желтого пятна располагается и так называемое «слепое пятно». Оно не принимает участия в зрительном процессе, однако служит для создания ноль-цвета, который используется для сравнения цветовых ощущений.
Даже когда один глаз закрыт, увидеть слепое пятно довольно сложно. Мозг способен компенсировать недополученную зрительную информацию, поэтому и в этом случае слепое пятно останется незамеченным.
4. Изучение механизм восприятия звука
Как слышит наше ухо
Звуковая волна поступает в слуховой проход, от этого колеблется барабанная перепонка. От колебаний барабанной перепонки начинают колебаться слуховые косточки. Стремечко передает вибрации (колебания) в овальное окно. Мембрана овального окна передает звуковые колебания через слуховые косточки на барабанную перепонку. Жидкость в улитке стимулирует крошечные волосковые сенсорные клетки. Основная мембрана обеспечивает натяжение и сжатие волосков, что ведет к трансформации механической энергии в энергию электрического нервного импульса.
Рецепторные клетки с волосками преобразуют механические колебания в электрические сигналы. Покровная мембрана действует как простой рычаг, который двигает пучки волосковых клеток, перемещаясь вверх и вниз. Нервный импульс посредством клеток спирального ганглия и слухового нерва передаются к коре головного мозга. Головной мозг воспринимает и анализирует полученные сигналы как звук.
5. Дайте обоснование основным правилам гигиены слуха
Для здоровья слухового анализатора чрезвычайно важно придерживаться основным правилам гигиены слуха, которые должен знать каждый человек вне зависимости от возраста.
2. Наблюдения за рефлекторными реакциями зрачка
После того, как я посмотрела на свет двумя глазами, я увидела в зеркале, что оба зрачка резко сузились. Потом я закрыла правый глаз рукой, защитив глаз от света, и при взгляде в зеркало обратила внимание на то, что зрачок левого глаза начал расширяться (вероятно, как и правого, только его невозможно было увидеть в тот момент).
После этого я убрала руку от правого глаза, и оба зрачка снова стали резко сужаться. Однако через несколько секунд глаз привык к яркости света и можно было увидеть небольшое расширение обоих зрачков.
Размер зрачка при разном освещении меняется по той причине, что под воздействием разной яркости света сокращается и расширяется радужная оболочка, которая является мышцей и напрямую влияет на величину зрачка. Изменение диаметра зрачка достигается работой мышц: сфинктера, чье напряжение приводит к сужению, и дилататора, расширяющего зрачок, для контроля степени освещенности сетчатки.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Антонова, О.А. Возрастная анатомия и физиология: пособие для сдачи экзамена / О.А. Антонова. – М.: Высшее образование, 2006. – 191 с.
2. Безруких, М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – 2-е изд., доп. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 496 с.
3. Гуровец, Г.В. Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей: Учебник для вузов / Под ред. И.В. Селиверстова. – М.: Гуманитарно-издательский центр «Владос», 2013. – 431 с.
4. Демидов, М.В. Слуховой анализатор / М.В. Демидов. – Вологда: Архитектура, 2020. – 390 с.
5. Лысова, Н.Ф. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебное пособие для вузов / Н.Ф. Лысова, Р.И. Айзман, Я.Л. Завьялова, В.М. Ширшова. – Новосибирск; Москва: АРТА, 2011. – 334 с.
6. Макарова, И.И., Францева, В.С., Куликова, Г.М. Нарушения слухового и зрительного анализаторов как одна из центральных проблем современной патофизиологии / И.И. Макарова, В.С. Францева, Г.М. Куликова // Вопросы медико-социального обслуживания. – 2019. – № 11. – С. 99–116.
7. Назарова, Е.Н. Возрастная анатомия и физиология: учеб. пособие для вузов / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. – М.: Академия, 2008. – 267 с.
8. Огорельцева, Н.В., Пирогова, М.С. Патофизиология сенсорных систем / Н.В. Огорельцева, М.С. Пирогова. – Волгоград: Издательский дом «Приора», 2021. – 620 с.
9. Прищепа, И.М. Возрастная анатомия и физиология / И.М. Прищепа. – Минск, 2006. – 416 с.
10. Федорова, А.М., Гуляева, С.С. Патологии зрительного анализатора / А.М. Федорова, С.С. Гуляева. – Самара: Проект, 2021. – 346 с.
11. Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: пособие для студентов педагогических институтов / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 480 с.
12. Щелчкова, Н.Н. Анатомия и физиология человека: учебно-практическое пособие для студентов небиологических специальностей педагогических вузов / Н.Н. Щелчкова. – Челябинск: Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2010. – 336 с.