Фрагмент для ознакомления
2
1. Изменение срока уплаты налога и сбора (пени и штрафа)
Обеспечение полноты и своевременности поступлений в бюджет налоговых платежей является главной задачей налоговых органов по формированию доходов для бюджета Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации уплата налогов и сборов является обязанностью граждан и сопряжена с определенными правами налогоплательщиков.
Неисполнение либо несвоевременное исполнение обязанностей по уплате налоговых платежей является причиной образования задолженности и приводит к дестабилизации социально – экономических процессов страны. В связи с чем, на налоговые органы возложены обязанности по решению вопроса о взыскания задолженности, выявления причин и предпосылок ее образования, а также способов сокращения.
Изменением срока уплаты налога (сбора, пени, штрафа) признается перенос предусмотренного законом срока уплаты на более поздний срок. Предусмотрено три формы изменения срока уплаты налога (сбора): отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит.
Независимо от применяемой формы срок уплаты налога не может быть изменен, если в отношении лица, претендующего на такое изменение:
1) возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах (ст. 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ);
2) проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза;
3) имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство;
4) в течение трех лет, предшествующих дню подачи заинтересованным лицом заявления об изменении срока уплаты налога и (или) сбора, было вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита в связи с нарушением условий их предоставления.
При наличии вышеуказанных обстоятельств решение об изменении срока уплаты налога не может быть вынесено, а вынесенное решение подлежит отмене.
Органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов, являются:1) федеральным налогам и сборам — Федеральная налоговая служба (Правительство РФ — в случае предоставления отсрочки или рассрочки на срок от одного года до трех лет);
2) по региональным и местным налогам — налоговые органы по месту нахождения или жительства налогоплательщика. Решения об изменении сроков уплаты налогов принимаются по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов РФ, муниципальных образований. Орган, уполномоченный на предоставление инвестиционного налогового кредита по региональным налогам, определяется законодательством субъекта РФ;
3) налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза — Федеральная таможенная служба или уполномоченные ей таможенные органы.
Отсрочка (рассрочка) уплаты налога и сбора. Отсрочка представляет собой изменение срока уплаты налога (сбора) на более поздний с единовременной уплатой налога (сбора).1 Рассрочка — это изменение срока уплаты налога (сбора) на более поздний с поэтапной уплатой налога (сбора) частями.
1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.04.2021) // «Собрание законодательства РФ». 1998. № 31. (п.1 ст.64 НК РФ)
По общему правилу отсрочка (рассрочка) предоставляется на срок не более одного года. По решению Правительства РФ отсрочка (рассрочка) по федеральным налогам (сборам) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, может быть предоставлена на срок от одного года до трех лет.
7 Лютер А. А. Инвестиционный налоговый кредит: понятие и проблемы применения / Юридические науки. 2020. 45-55 с
2 Пеня как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов.
В российском законодательстве, как и большинстве рассматриваемых законодательств, пени является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов и не является штрафной санкцией. В ряде законодательств пени является мерой ответственности, например, согласно п. 3 ч. 1 ст. 4 Налогового кодекса Республики Армения 8 пеня является мерой ответственности, установленная Кодексом за неуплату или несвоевременную уплату налогов и платежей в сроки, установленные Кодексом и законами Республики Армения о сборах.
Налоговый кодекс Армении просрочку уплаты налога относит к налоговым правонарушениям, предусмотренным Главой 77 «Виды налоговых правонарушений и налоговая ответственность при их совершении».
Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 272 Налогового кодекса Грузии, ст. 112 Налогового кодекса Узбекистана9 в котором пени рассматриваются как вид налоговых санкций.
Согласно п. 3 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеня начисляется за каждый календарный день несвоевременной уплаты налога, начиная со следующего рабочего дня установленным законодательством о налогах и сборах днем уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.
При этом в НК РФ были внесены изменения (Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ ), предусматривающий расчет пени в зависимости от срока просрочки исполнения обязанности.
После внесения изменений п. 4 ст. 75 Кодекса начисление пени для физических лиц и индивидуальных предпринимателей предусматривается в
8 Налоговый кодекс Республики Армения // http://www.translationcentre.am/pdf/Trans_ru/HH_Codes/Harkayin_orensgirq_ru.pdf 9 Налоговый кодекс Республики Узбекистан // https://lex.uz/docs/1286689
размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, а для организаций до 30 дней просрочки одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, свыше 30 календарных дней одной сто пятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период, начиная с 31-го календарного дня такой просрочки».
10 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.04.2021) // «Собрание законодательства РФ». 1998. № 31.
11 Тедеев А.А., Парыгина В.А. Налоговое право России: учебник.. – 4-е изд. перераб. и доп. – М., 2012 112с
Задача 1
Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности. Оспариваемое решение вынесено по результатам камеральной налоговой проверки декларации по НДФЛ за прошлый год, в ходе которой установлен факт неуплаты в бюджет налога вследствие необоснованного применения предпринимателем профессиональных налоговых вычетов. Данный вывод связан с непредставлением предпринимателем по требованию налогового органа документов в обоснование права на применение профессиональных вычетов, заявленных в налоговой декларации. Решением суда заявление налогоплательщика удовлетворено.
Оцените правомерность решения суда.
Ответ: В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 221 Кодекса если налогоплательщик не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей, профессиональный налоговый вычет производится в размере 20% общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности.12
Фрагмент для ознакомления
3
оплаты организации « Альфа».
Список использованной литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы
«КонсультантПлюс».
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы
«КонсультантПлюс».
3. Аблулмеджитова С. П. Инвестиционный налоговый кредит как инструмент государственной поддержки организаций / Юрист. 2017.
4. Лютер А. А. Инвестиционный налоговый кредит: понятие и проблемы применения / Юридические науки. 2020.
5. Мокина Л. С. Сумкина О.В. Анализ применения инвестиционного налогового кредита как института финансирования инновационной экономики в российском праве / Креативная экономика. 2018.
6. Огородникова Е. П., Филатова К. В. Инвестиционный налоговый кредит / Аллея наук. 2018.
7. Pravo.gov.ru [Электронный ресурс] // URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201702210019?i ndex=4&range Size=1.
8. Rspp.ru [Электронный ресурс] // URL: https://rspp.ru/activity/analytics/effektivnost-gosudarstvennoy- podderzhki-iinstitutov-razvitiya/.
9. Тедеев А.А., Парыгина В.А. Налоговое право России: учебник.. – 4-е изд. перераб. и доп. – М., 2012