Фрагмент для ознакомления
2
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Целью выполнения Практикума по дисциплине «Логика» является выработка у слушателей знания необходимых условий правильного мышления и умения пользоваться этим знанием в практической деятельности, ознакомление их с основами формальной логики в ее классическом варианте, со стандартными логическими процедурами рассуждений и основными формами логического мышления.
Задачами выполнения Практикума по дисциплине «Логика» являются: выработка навыков решения логических задач в области практического мышления, а также потребности к структурно организованной интеллектуальной работе с фактическим и теоретическим материалом по всем учебным дисциплинам; приобретение ясности, стройности, убедительности, способности использовать логические приемы построения делового разговора средствами логики, грамотной оценки и правильного понимания смысловой составляющей деловых и процессуальных текстов, по преимуществу – юридических.
Практикум содержит ряд глубокомысленных высказываний известных ученых о важности и значении логических знаний в мыслительной деятельности человека независимо от профессии. Обдумывание этих высказываний повышает мотивацию к изучению логики как науки, организующей даже обыденное мышление.
Каждая тема включает ряд упражнений, обязательных в ходе практического обучения. Среди обязательных заданий различаются две категории упражнений:
1 – содержащие 1‒10 примеров и выполняемые целиком (они выделены значком );
2 – содержащие 10 примеров и выполняемые избирательно – в соответствии со своим вариантом (со знаком ). Вариант определяется по первой букве фамилии.
№ варианта Буква, с которой начинается фамилия
1 А, Н, Ч
2 Б, О, Ш
3 В, П, Щ
4 Е, Р, Э
5 Ж, С, Ю
6 З, Т, Я
7 И, У, Г
8 К, Ф, Д
9 Л, Х
10 М, Ц
Вариант указывается на титульном листе Практикума в представленной для этого строке. Практикум заполняется каждым слушателем рукописно. Выполненный в электронном виде Практикум на проверку преподавателем не принимается.
Последовательность выполнения практических заданий должна соответствовать порядку изучаемых тем.
Структура практикума охватывает те темы учебной дисциплины
«Логика», которые предусматривают формирование практических умений и навыков в соответствии с образовательным стандартом по конкретному направлению подготовки (специальности), рабочей программой учебной дисциплины.
Перед выполнением задач рекомендуется глубоко вникнуть и усвоить теоретический материал темы, выписать определения тех логических терминов, с которыми слушатель столкнется при работе над заданиями. К более сложным, многоступенчатым заданиям дан алгоритм решений – указание последовательности мыслительных процедур, позволяющий упорядочить ход рассуждений, дисциплинировать работу мысли.
Слушатель обязан в срок в соответствии с графиком контроля выполнения работ представить практикум на проверку. Слушатель, не сдавший практикум в установленные сроки или получивший «не зачтено», к сдаче зачета (экзамена) не допускается.
В ситуации дистанционного обучения требования по выполнению Практикума остаются прежними. Сдача выполненного рукописно Практикума производится дистанционно с использованием ЭИОС (программы MOODLE) в соответствующем разделе учебной дисциплины. Необходимо прикрепить в разделе учебной дисциплины читаемые и корректно выполненные фото-сканы выполненных тем и заданий. Корректировка сроков и организационных требований к сдаче Практикума на проверку преподавателю доводится дополнительно в MOODLE. Обратная связь с преподавателем осуществляется в этом случае дистанционно в MOODLE посредством обмена сообщениями в личном кабинете, а также на удаленном семинаре в чате, где преподаватель может отводить время на анализ результатов выполнения заданий Практикума.
При выполнении заданий следует использовать рекомендованную литературу.
2. ЗАДАНИЯ
Тема № 2. Понятия: виды и способы логического оперирования с
ними
Задание 1
Сформулируйте определения:
положительное понятие – указывающие на свойства предметов
отрицательное понятие – это указывающие на отсутствие свойств предмета
Найдите для отрицательного понятия тождественное ему
положительное:
«некоммерческое учебное заведение» – государственное учебное заведение
«все, что не запрещено законом»– разрешенное законом
«не верящий в Бога человек» – атеист
Приведите два своих примера:
1. бездарность
2. агностик
Задание 2
Определите: объем понятия – это совокупность мыслимых предметов в понятии
Уточните все возможные элементы объема понятия, скрывающиеся за словом «иное»:
«Угон – неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения».
- неправомерное завладение автомобилем без цели хищения
- неправомерное завладение иным транспортным средством без цели хищения
Задание 3
Сформулируйте определения:
Общее понятие – это выражающее множество предметов
Единичное понятие – это выражающее один предмет
Регистрирующее понятие – это выражающее множество мыслимых предметов, поддающихся учету
Нерегистрирующее понятие – это выражающее множество мыслимых предметов, не поддающихся учету
Из ниже приведенного списка определите общие и единичные, регистрирующие и нерегистрирующие понятия.
1. Физическое лицо - общее нерегистрирующее
2. Перспектива - общее нерегистрирующее
3. Нормативно-правовой акт - общее нерегистрирующее
4. Наказуемость - общее нерегистрирующее
5. Гражданин Франции - общее нерегистрирующее
6. Девиантное поведение - общее нерегистрирующее
7. Граждански кодекс РФ – единичное регистрирующее
8. Субъективизм личности - общее нерегистрирующее
9. Свидетель преступления Ковалев – единичное регистрирующее
10. Демократия - общее нерегистрирующее
Приведите по два примера общих и единичных понятий и определите, являются они регистрирующими или нерегистрирующими
Иванов Иван – единичное регистрирующее
Государственная Дума – общее нерегистрирующее
Задание 4
Сформулируйте определения:
Конкретное понятие – это понятие, выражающее конкретный предмет
Абстрактное понятие – это понятие, выражающее свойство предмета или отношение
Из ниже приведенного списка определите конкретные и абстрактные понятия.
Кража (конкретное), преступное поведение (конкретное), красота (абстрактное), государство (конкретное), должностное лицо (конкретное), мораль (абстрактное), вина (абстрактное), адвокат (конкретное), ребенок (конкретное), криминализация (абстрактное), неосторожность (абстрактное), ответственность (абстрактное), юрисдикция (конкретное), судебный иск (конкретное), полиция (конкретное), свобода (абстрактное), мораторий на смертную казнь (конкретное).
Приведите по два примера конкретных и абстрактных понятий
Конкретные – батон, кирпич, абстрактные – безысходность, ребячество
Фрагмент для ознакомления
3
Основная литература
1. Светлов В. А. Логика : учебное пособие / В. А. Светлов. — 2-е изд. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 267 c. — ISBN 978-5-4486-0419-5. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/79802.html (дата обращения: 05.03.2021). – Режим доступа: для авторизир. пользователей.
2. Дегтярев, М. Г. Логика : учебник / М. Г. Дегтярев, С. А. Хмелевская. — 2-е изд. — Москва, Саратов : ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 288 c. — ISBN 978-5-4486-0487-4. — Текст : электронный // Электронно- библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/88176.html (дата обращения: 05.03.2021). – Режим доступа: для авторизир. пользователей.
3. Демидов И.В. Логика: Учебник/И.В. Демидов; под ред. проф. Б.И. Каверина.-5-е. изд., испр-М.: Издательство-торговая корпорация (Дашков и Ко), 2009-248с.
Дополнительная литература
4. Бесхлебный Е.И. Логика: Учебное пособие. – М.: ЦОКР МВД России, 2008.
– 220с.
5. Светлов В. А. Логика : учебное пособие / В. А. Светлов. — Москва : Логос, 2012. — 432 c. — ISBN 978-5-98704-618-0. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/9134.html (дата обращения: 05.03.2021). – Режим доступа: для авторизир. пользователей.
6. Зарипов, М. М. Логика для юристов : учебное пособие / М. М. Зарипов, Д. Э. Кабиров. — Казань : Казанский юридический институт МВД России, 2018. — 158 c. — ISBN 978-5-906977-48-9. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/86481.html (дата обращения: 05.03.2021). – Режим доступа: для авторизир. пользователей.
7. Спирин, А. Д. Логика : учебное пособие / А. Д. Спирин. — Москва : Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), 2015. — 130 c. — ISBN 978-5-00094-084-6. — Текст : электронный
// Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/41195.html (дата обращения: 05.03.2021). – Режим доступа: для авторизир. пользователей.
8. Горбатов, В. В. Логика : учебное пособие / В. В. Горбатов. — Москва : Евразийский открытый институт, 2008. — 232 c. — ISBN 978-5-374-00067-2.
— Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/10707.html (дата обращения: 05.03.2021). – Режим доступа: для авторизир. пользователей.
Ресурсы сети «Интернет»
1. Библиотека философского факультета МГУ/ Моск. гос. ун–т им. М.В. Ломоносова. URL: http://www.philos.msu.ru/library.php.
2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Философия. URL: http://window.edu.ru/.
3. Национальная философская энциклопедия. URL: http://terme.ru/.
4. Портал Гуманитарное образование. Философия. URL: http://www.humanities.edu.ru/db/sect/28/5.
5. Российское образование. Федеральный образовательный портал. URL: http://www.edu.ru/.
6. Infolio. [Университетская электронная библиотека]. URL: http://www.infoliolib.info/.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
Электронные библиотеки:
Библиотечный каталог библиотеки Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя;
htt://www.rsl.ru Российская государственная библиотека; htt://www. IPRbooks - Электронно-библиотечная система IPRbooks.