Фрагмент для ознакомления
2
1. Модель акселератора инвестиционного процесса. Влияние фондового рынка на инвестиционные решения фирм. Влияние ограничений по заимствованию на инвестиционные решения
Мировое разделение труда, деятельность транснациональных корпораций, мировая стандартизация производства и потребления, совершенствование систем коммуникации и транспорта, цифровизация экономики, региональная интеграция – все это, сливаясь в единый процесс глобализации, создает новую экономическую реальность, в рамках которой экономические процессы усложняются, преобразуются и интегрируются.
Интеграция экономических процессов, зачастую генерирующая синергетические эффекты, усложняет управление этими процессами, вводя в анализ большое количество факторов. Неучтенное действие факторов, как и неучтенный эффект от их взаимодействия, могут значительно исказить результаты управления экономическим процессом, смещая фактическую траекторию его развития в сторону от запланированной. Это снижает эффективность принятия управленческих решений еще на этапе их разработки, внося в управленческий процесс дополнительную неопределенность.
Распространение мультипликативных эффектов может значительно исказить траекторию инвестиционного процесса, смещая ее как в положительную сторону (фактический рост производства, занятости и налоговых поступлений, превышающий расчетные цифры), так и в отрицательную (развитие товарного дефицита вместо запланированного роста производства и потребления). Учет мультипликативных эффектов, генерируемых инвестиционными процессами, позволит противодействовать негативному смещению их траекторий, обеспечит возрастающую управляемость и устойчивость этих процессов за счет повышения прогнозируемости их развития и результатов.
Вопросам анализа мультипликативных эффектов посвящено достаточно большое количество работ. В ряде исследований (Илюхин, Илюхина, 2018; Ксенофонтов и др., 2018; Бурилина и др., 2018) в качестве основы для анализа генерируемых инвестициями мультипликативных эффектов используются таблицы «затраты – выпуск» и матрица финансовых потоков (Татаркин и др., 2015). Другие авторы (Каримов, 2019; Минина, 2018; Горидько, Нижегородцев, 2018; Kormishkina et al., 2016; Еремин, 2015) предлагают использовать для расчета объема мультипликативных эффектов регрессионные модели.
Исследователи оценивают мультипликативные эффекты инвестиций домохозяйств в покупку жилья (Ovsiannikova et al., 2017), мультипликативные эффекты туристического бизнеса (Hojo, 2002; Mwakalobo et al., 2016; Suryanata, 2019), исследуют зависимость мультипликативных эффектов от размера рынка и стоимости инвестиций (Dizdar et al., 2019) и т. п.
Но исследователи инвестиционных мультипликативных эффектов при их моделировании не проводят подробный анализ структуры этих эффектов, этапов их распространения. Оценка мультипликативных эффектов на основе регрессионных моделей, матриц «затраты – выпуск» рассматривает эти эффекты как своего рода «чёрный ящик», на входе в который прирост инвестиций, а на выходе – прирост национального дохода.
Моделирование мультипликативных эффектов на основе анализа их структуры позволит за счет раскрытия этого «черного ящика» и большего понимания этапов распространения мультипликативных эффектов в среде экономических агентов повысить точность их моделирования, а значит и точность учета вклада мультипликативных эффектов в динамику и результативность инвестиционных процессов, повышая эффективность управления инвестициями.
В основе мультипликативного эффекта лежит закономерность: при изменении экзогенной переменной на одну единицу эндогенная переменная изменяется на n единиц. Величина n является мультипликатором.
Мультипликативные эффекты, генерируемые экономическими агентами, классифицируются исходя из типа экзогенной переменной мультипликатора. В рамках этой классификации выделяют мультипликаторы инвестиций, государственных расходов, потребительских расходов, внешней торговли. Для определения величины мультипликатора применяется формула:
(1)
где ∆R – изменение результативного (эндогенного) фактора;
∆F – изменение индуцируемого экономическими агентами (экзогенного) фактора.
Для формирования модели мультипликативного эффекта необходимо охарактеризовать процесс его распространения. Опишем этот процесс в общем виде, приняв в качестве его первоначального импульса рост реальных инвестиций.
Фирма, инвестируя дополнительные средства, приобретает факторы производства, в результате успешной комбинации которых возникает первоначальный эффект – рост ее объемов производства, реализации, дохода.
Далее наблюдается влияние инвестиционного импульса на набор косвенных по отношению к нему показателей. Владельцы приобретенных факторов производства получают дополнительный доход, в результате чего (за исключением сбережений) увеличивают потребление необходимых им товаров. Производители и продавцы этих товаров, увеличив их производство и доход от их реализации, увеличивают свое потребление, передавая часть полученных доходов далее по мультипликативной цепочке и т. д.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бардовский В.П. Экономическая теория: Учебник / В.П. Бардовский, О.В. Рудакова, Е.М. Самородова. - М.: Форум, 2018. - 542 c.
2. Гусейнов Р.М. Экономическая теория: учебник. / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. - М.: Омега-Л, 2018. - 157 c.
3. Журавлева Г.П. Экономическая теория. Микроэкономика- 1, 2. Мезоэкономика: Учебник / Г.П. Журавлева. - М.: Дашков и К, 2019. - 934 c.
4. Камаев В.Д. Экономическая теория. краткий курс / В.Д. Камаев, М.З. Ильчиков, Т.А. Борисовская. - М.: КноРус, 2019. - 16 c.
5. Ларионов И.К. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / И.К. Ларионов. - М.: Дашков и К, 2017. - 408 c.
6. Мамаева Л.Н. Экономическая теория: Учебник / Л.Н. Мамаева. - Рн/Д: Феникс, 2019. - 352 c.
7. Носова С.С. Экономическая теория. элементарный курс / С.С. Носова. - М.: КноРус, 2018. - 352 c.
8. Океанова З.К. Экономическая теория: Учебник / З.К. Океанова. - М.: Дашков и К, 2019. - 650 c.
9. Пястолов С.М. Экономическая теория: Учебник / С.М. Пястолов. - М.: Academia, 2020. - 206 c.
10. Руднева А.О. Экономическая теория: Учебное пособие / А.О. Руднева. - М.: Инфра-М, 2018. - 512 c.
11. Руднева А.О. Экономическая теория: Учебное пособие / А.О. Руднева. - М.: Инфра-М, 2017. - 544 c.
12. Сажина М.А. Экономическая теория: Учебник / М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. - М.: Форум, 2019. - 288 c.
13. Худокормов А.Г. Экономическая теория в истор. развитии.: Монография / А.Г. Худокормов, А. Лапидюс. - М.: Инфра-М, 2018. - 190 c.
14. Чернецова Н.С. Экономическая теория / Н.С. Чернецова, В.А. Скворцова, И.Е. Медушевская. - М.: КноРус, 2016. - 251 c.