Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Экспериментальная психология представляет собой знания, приобретенные в психологии посредством применения экспериментального метода. Последний после столетия плодотворного применения его в физических, естественных и гуманитарных науках не нуждается больше в рекомендации. Впрочем, трудно было бы при¬бавить что-либо к труду Клода Бернара. Однако в каждой науке экспериментальный метод обладает своими приемами и правила¬ми, результатом трудностей, которые встречали и преодолевали исследователи прошлого.
Какова бы ни была частная цель каждой экспериментальной процедуры, сам метод остается в принципе одним и тем же. Хотя первым порывом экспериментатора является подчинение факту, он, однако, не довольствуется этим. Идеалом ученого является воспроизведение факта, а это удается только при знании всех условий, его вызывающих. В таком случае ученый способен на предсказание. Но для достижения этого экспериментатор должен нарисовать картину отношений между всеми основными фактами, причем чем сложнее объект, тем труднее задача и тем больше времени требуется для ее решения.
Экспериментальный метод в действительности является лишь одним из способов познания. Его основным признаком является стремление установить связную систему отношений, проверяемых экспериментом. Этот метод познания существенно отличается от метода философии, который основывается на очевидности по¬ложений и требованиях рефлективного мышления, чтобы достичь как можно более стройной системы знаний. Если во всех случаях человек познается путем наблюдения за его действиями, то экспериментальный подход, по необходимости относящийся к действиям другого, вполне закономерен, причем эти действия включают в себя как выражение внутренних реак¬ций, так и интерпретацию субъектом своих собственных актов.
1. Общая характеристика экспериментальных методов и методик в психологии
В психологии экспериментальный метод являет собой фиксированную систему средств, процедур и приемов, которые позволяют получать достаточно надежное и достоверное знание о явлениях психики. Он базируется на том факте, что человек осуществляет свой внутренний потенциал в виде активности (деятельности, поведения, игры, общения и т.д.), осуществляемой в определенной ситуации. Проводя анализ активность, соотнося ее, с одной стороны, с человеком в качестве субъекта, с другой – с ситуацией, исследователь имеет возможность переформулировать процессы и структуры внутреннего мира, без которых была бы невозможной наблюдаемая активность.
Исследователь, обращаясь к эксперименту, не ожидает возможности наблюдать за явлением, которое он наблюдает, а много раз моделирует его. Он самостоятельно конструирует ситуацию желательного типа, систематическим образом изменяет несколько или одно условие ее развития, измеряет, регистрирует и сравнивает активность у испытуемых. Замысел проведения эксперимента состоит в том, чтобы установить детерминанты процесса, который исследуется т.е. определить характерные связи между ситуацией (ее элементами и структурой), активностью и явлениями психики испытуемых.
Важное назначение процедуры эксперимента заключается в том, чтобы наиболее полноценно объективировать психологическое содержание явления, которое непосредственно изучается, преодолев лишние степени свободы – многоаспектность между регистрируемым внешним актом и его внутренней, психологической природой. На это напрямую направлен подбор способов, ситуаций варьирования и оценки многих переменных.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2012. - 320 c.
2. Журавлев Д. В. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Курс лекций. М.: Издательство МГОУ, 2003. - Глава 4. С. 38-61.
3. Забрамная С.Д., Левченко И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика. М: Академия, 2013.
4. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования.
5. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология; Юрайт - Москва, 2013. - 656 c.
6. Корнилова, Т.В. Экспериментальная психология: Учебник для бакалавров / Т.В. Корнилова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 639 c.
7. Макаревич Р. А. Экспериментальная психология. Теоретические основы, лабораторный практикум; Университетское - Москва, 2014. - 176 c.
8. Носс, И.Н. экспериментальная психология. учебник и практикум для академического бакалавриата / И.Н. Носс. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 321c.
9. Руденко А. М. Экспериментальная психология; Феникс - Москва, 2014. - 288 c.
10. Шнейдер, Л.Б. Экспериментальная психология / Л.Б. Шнейдер. - М.: Академ. Проект, 2007. - 300 c.