Фрагмент для ознакомления
2
1. Конкурентоспособность национальной экономики Греции Конкурентный ромб М. Портера
Введение
Современные тенденции развития мировых экономик, главными индикаторами которых были массовая глобализация финансовых рынков и уничтожение межрегионального и национального контроля над рынками, способствуют формированию новых характеристик и толкований социально-экономических явлений и событий.
ХХІ век предложил по-новому взглянуть на роль человеческого капитала в повышении конкурентоспособности экономики; место образования, науки и фактора знаний в развитии инновационной деятельности предприятий, регионов и стран; для формирования нового императива для общества посредством экологической ответственности и т.д. Все эти факторы актуализируют проблему определения понятия «конкурентоспособности» с учетом всех новых содержательных характеристик, которое оно приобрело в течение последних лет в рамках современной экономической науки. Будучи для многих стран идеологическим компонентом политической деятельности, стратегия повышения конкурентоспособности страны или стратегия опережающего развития стала определенным наднациональным, высокоэффективным прагматическим курсом повышения благосостояния общества.
Целью и задачей данной работы является раскрытие основных подходов в исследовании конкурентоспособности страны как категории экономической науки, определение основных факторов и компонентов, влияющих на формирование высококонкурентной страны, выделение основных толкований «стратегии развития», анализ международного опыта за внедрение стратегии конкурентоспособности такой страны как Греция.
1. Общая характеристика
Греция – индустриально-аграрное государство со средним уровнем развития производства. Основные отрасли промышленности: текстильная (доминирует), химическая, нефтехимическая, туризм, пищевая и табачная, горная, бумажная, цементная, металлопроизводящая. Развиваются электротехника, некие виды машиностроения, создание стройматериалов.
Транспорт: автомобильный (осуществляет 60% всех внутренних грузовых и пассажирских перевозок), железнодорожное развитие слабо, морское (30% внутренних и 90% внешних грузовых и пассажирских перевозок), воздушное. Главные морские порты: Пирей, Салоники, Елефсин, Волос. Греция имеет третий по количеству судов торговый флот в мире. Функционирует 40 аэропортов, из них 22 международных. Крупнейший центр – Афины, лето «Элефтериос Венизелос» – одно из самых современных в Европе и мире [3].
2. Модель социально-экономического развития.
«Греческий прорыв» – этот термин используется для определения поразительных темпов экономического и социального развития Греции с начала 1950-х годов до середины 70-х годов ХХ века. В период между 1950 и 1973 годами темпы экономического роста в стране достигали 7%. Этот показатель был вторым в мире после Японии в течение того же периода. Такое развитие обеспечило в первую очередь промышленное производство, росшее ежегодно на 10% в течение нескольких лет.
Также быстрому восстановлению греческой экономики после Второй мировой войны способствовал ряд мер, в том числе (в дополнение к стимуляции, как и в других европейских странах, предусмотренной планом Маршалла) резкая девальвация греческой драхмы, привлечение иностранных инвестиций, значительное развитие химической промышленности, развитие туризма и сферы услуг в целом и не в последнюю очередь массовое строительство, связанное с огромными проектами в области инфраструктуры и восстановления греческих городов. Последнее также обусловлено резкой урбанизацией, заменой малоэтажной застройки бетонными многоэтажками [1].
С 1950-х годов (за исключением спада 1980-х годов, связанного главным образом с усилением тенизации греческой экономики), экономика Греции характеризовалась положительными показателями роста и неизменно превосходила большинство европейских в разрезе годового роста (ВВП росло на 7-9 % ежегодно). Во время глобального финансово-экономического кризиса 2007-2010 гг. страна находилась и находится в определенном застое из-за значительных иностранных заимствований и невозможности рассчитываться с кредиторами. По последнему рейтингу конкурентоспособности 2010-2011 (WEF) Греция опустилась на 12 позиций по сравнению с 2009 годом и заняла 83 место.
Греция в свое время смогла преодолеть внутренние политические противоречия и социальные конфликты через внедрение достаточно прагматичной и экономически выгодной стратегии конкурентоспособности страны посредством привлечения инвестиций, эффективного использования имеющихся ресурсов и смогла стать равноправным участником международных отношений.