Фрагмент для ознакомления
2
1.1 Текст теоретического задания
Основные единицы контент-анализа и примеры их использования в исследовании. Количественные единицы контент-анализа.
1.2 Ответ на теоретическое задание
Контент-анализ — метод количественно-качественного изучения содержания для измерения или выявления определенных тенденций и фактов, которые отражены в предлагаемых к изучению текстах. Принципиальное отличие данного вида аналитического обзора от остальных методов в том, что источники исследуются с учетом социального контекста.
В различных методах контент-анализа примерами смысловых единиц являются:
понятия, определенные термины;
темы, выраженные в различных смысловых частях, радиопередачах;
фамилии и имена людей;
различные события и факты;
значение обращений.
Составляющие этого вида анализа определяются в зависимости от целей и задач конкретного вида исследований.
Единицы счета могут как совпасть, так и не совпасть с единицами анализа. В первом случае подсчитывается частота упоминаний конкретной смысловой единицы, а во втором единицы счета выдвигаются на основе анализируемого материала. Это может быть:
фактическая длина текста;
количество текста, заполненное смысловыми единицами;
число элементов текста;
общая продолжительность объекта контент-анализа;
метраж пленки с аудио- и видеоматериалами,
рисунки, схемы и графики.
Результаты подсчетов в контент-анализе схожи с обыкновенной классификацией по заданным параметрам. Составляются специальные таблицы, применяются определенные компьютерные программы, а также различные формулы подсчетов, к примеру формула расчета общего количества смысловых категорий во всем тексте, статистические данные аттрактивности и понятности объекта контент-анализа.
Методы контент-анализа активно используются как средство помощи в психологии, социологии и многих других областях, когда необходим анализ анкет, наблюдений, результатов тестирования в проектных методиках, а также результатов исследований в фокус-группах.
Областью применения данных методов являются массовые коммуникации, а также всевозможные маркетинговые исследования.
Примеры качественного контент-анализа могут использоваться для изучения всевозможных документальных источников, но наиболее эффективен этот вид анализа при большом количестве однопорядковых данных.
Контент-анализ применим не ко всем документам. Содержание оцениваемых источников должно позволять применение однозначного правила для точной фиксации необходимых характеристик (принцип формализации) и отличаться достаточным наличием исследуемого материала (принцип статистической значимости). Примером контент-анализа в документах может выступать обзор сообщений печати, эфиров радио, телетрансляций, протоколов собраний, писем, приказов, распоряжений, а также разбор данных интервью, находящихся в свободном доступе, и результатов социологических исследований.
К основным объектам применения данного способа исследования можно отнести выявление и изучение первоисточника, существовавшего до текста, и оценку непосредственного отражения его сути. Иными словами, примером контент-анализа является обзор материала, высвечивающего определенные стороны исследуемого объекта. Его образцом может стать окружающая действительность, а также адресат или автор изучаемого труда
Контент-обзор определяет составляющие, существующие лишь в определенном тексте. Это могут быть такие его компоненты, как язык, структура, жанр; а в аудиозаписи, подвергающейся рассмотрению, объектами изучения могут являться тон и ритм речи.
Контент-анализ выявляет предметы и явления, существование которых будет возможно после использования текста и восприятия его адресатом. Это определяется как оценка всевозможных эффектов воздействия.
В практическом использовании и разработке контент-оценки существует несколько этапов.
Изначально стоит сформулировать гипотезы и задачи исследования. Затем необходимо определить категории анализа — это самые общие, ключевые понятия, которые соответствуют задачам разбора материала. Система категорий выполняет функцию анкетирования и помогает найти ответы на поставленные в тексте вопросы.
Отечественную систему аналитического исследования отличают присущие исключительно ей понятия: знаки, ценности и цели, герой, автор, тема, жанр и т. д. Все чаще встречаются примеры контент-анализа сообщений СМИ, которые основываются на парадигматическом подходе, изучающем отличительные признаки текстов как единую систему. К этим признакам относятся: содержание и суть задачи, причины, из-за которых она возникла, объект, образовавший проблему, а также уровень напряженности и пути решения возникших в ходе обзора материала вопросов
Контент-анализ статьи должен быть, в первую очередь, исчерпывающим, то есть охватывающим все содержание анализируемого объекта и определяющим первоочередные задачи исследования.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев А.Н. Контент-анализ, его задачи, объекты и средства / Социология культуры. - М.,2018. - Вып.1. - С.131-162.
2. Дмитриев И. Контент-анализ: сущность, задачи, процедуры. - М., 2020 – с.236
3. Поливанов А. Найдите 12 отличий.- [Электронный ресурс].- http://www.lenta.ru/articles/2012/02/24/citata/ Дата обращения: 12.01.2022
4. Постановление №112/893-6 от 07.03.2018г «О результатах выборов Президента Российской Федерации». -[Электронный ресурс].- http://www.cikrf.ru/banners/prezident_2018/itogi/index.html Дата обращения: 12.01.2022
5. Пэнто Р., Гравитц М., Методы социальных наук. М., 2019. – с.145
6. Шалак В.И. Современный контент-анализ: Приложения в области: политологии, психологии, социологии, культурологии, экономики, рекламы. «Омега-Л», 2018. –с.314