Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Феноменология функционального созревания мозговых структур. Основные гипотезы и интерпретация полученных фактов 4
Синдромы поражения премоторных областей коры больших полушарий 9
Проведение нейропсихологического обследования и составление заключения 11
Заключение 17
Список литературы 18
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Нейропсихология является одной из научных дисциплин, исследующих соотношение мозга и психики. В связи с этим она может быть причислена к ряду нейронаук – дисциплин, ориентированных на изучение мозга (таких как нейробиология, неврология, нейрофизиология и другие) и базирующихся на естественнонаучной парадигме. Основным здесь является исследование фундаментальной проблемы: как работает мозг, если его рассматривать в качестве аппарата, продуцирующего психику. Но в то же время отечественная нейропсихология сформировалась на основе принципиально новой теоретической гипотезы о взаимодействии мозга и психики, сформулированной в рамках культурноисторического подхода с обращением к методологии гуманитарной парадигмы и привлечением знаний из общей и возрастной психологии, психоанализа, философии, лингвистики.
Предмет нейропсихологии – изучение закономерностей протекания высших психических функций (ВПФ) в связи с работой мозга и исследование нарушений ВПФ при патологии мозга. Другими словами, предметом нейропсихологии является мозговая организация психических функций, изучение роли отдельных структурнофункциональных единиц мозга в осуществлении различных видов психической деятельности.
Цель: Изучить феноменологию функционального созревания мозговых структур; синдромы поражения премоторных областей коры больших полушарий; особенности проведения нейропсихологического обследования и составления заключения.
Феноменология функционального созревания мозговых структур. Основные гипотезы и интерпретация полученных фактов
Структурно-функциональное созревание мозга следует понимать как процесс возрастных изменений в морфологии и функциях как отдельных структур, так и всего мозга в целом. При этом количественные преобразования, или «рост», указывают на увеличение размеров элементов, структур; качественные преобразования, или «развитие», на их дифференцировку, структурные перестройки, то есть содержательные преобразования, приводящие к функциональной специализации. Дифференцировка рассматривается как процесс, приводящий к появлению конкретных специализаций в ранее малоспециализированных структурах и явлениях
Ряд исходных предположений о структурно-функциональном формировании ГМ:
1. Общая архитектура функциональных систем складывается к моменту рождения ребенка или на ранних этапах онтогенеза.
2. Формирование функций отдельных звеньев функциональных систем происходит поэтапно (гетерохронно) и характеризуется неравным вкладом каждого из них в совместную работу.
3. По мере созревания новых звеньев происходит смена иерархии во взаимодействии уже сформировавшихся и формирующихся звеньев системы.
4. На первых этапах формирования ряд элементов выполняет общие сходные функции, т.е. работает по генерализованному принципу. В дальнейшем функциональное созревание системы идет по пути все большей специализации отдельных ее частей.
5. Специализация становится возможной: по достижении определенной морфологический зрелости конкретной мозговой структуры; при наличии соответствующих средовых воздействий; во время сензитивного периода.
6. В первую очередь формируются те звенья функциональных систем и ПФ, которые опираются на работу подкорковых мозговых структур и первичных ядерных зон сенсорных и моторной систем, затем проекционных зон (сначала ПП, потом ЛП), далее задней ассоциативной области и в конце – передней ассоциативной области. [3]
Функциогенез как процесс возрастных изменений в функции отдельных структур, так и мозга в целом. Развитие – качественные преобразования, которые приводят к функциональной специализации.
В процессе эволюции можно выделить два основных направления:
1. Организм к моменту рождения максимально подготовлен к условиям окружающей среды – имеет большое набор инстинктов, врожденных реакций – как правило связанными с витальными функциями. Если условия среды неожиданно меняются, организм как правило погибает (насекомые).
2. Другое направление характерно для млекопитающих и связано с тем, что врожденные формы поведения дополняются рядом других реакций, которые опираются на индивидуальный опыт. Поведение менее определенно, менее шаблонно и в поведении начинают занимать большое место новые виды реакций – ориентировочные, исследовательские. Для этого необходимо большое количество мозгового вещества, которое обеспечивает разные функции. Это возможно за счет отделов коры.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бизюк А.П. Основы нейропсихологии: Учебное пособие. – СПб: Речь, 2005. – 293с.
2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: Учебник для студентов вузов. – М.: АСТ; Астрель; Транзиткнига, 2005. – 384 с.
3. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 144 с.
4. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. – СПб: Питер, 2008. – 624 с.
5. Тонконогий И., Пуанте А. Клиническая нейропсихология. – СПБ: Питер, 2007. – 528 с.
6. Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2003. – 496 с.