Фрагмент для ознакомления
2
Коммуникационная компетенция - это овладение сложным коммуникативным навыком и умением, формирование адекватных навыков в новой социальной структуре, знание культурных норм, ограничений в коммуникации, знание традиций, этических норм в коммуникации, уважительное отношение к приличию, воспитанию, ориентация на коммуникативные средства, присущие национальному, социальному менталитету и выраженные в рамках этой социальной организации: семьи, трудового или ученического коллектива, профессии и т.д. Это определение не универсальное, но помогает понимать составляющие элементов природы терминального сочетания коммуникативной компетенции.
Для подготовки специалистов любой сферы требуется широкое использование активных форм подготовки, приближающих процесс подготовки к организационной и производственной ситуации. В процессе подготовки пригодны прежде всего такие методы, которые позволяют участникам идентифицируют себя с учебным материалом и побуждают к активным действиям. Таким требованиям в наибольшей степени отвечают активные методы обучения, одним из которых является тренинг.
Цель данной работы – рассмотрение принципов тренинга коммуникативной компетентности.
Задачи:
Дать понятие основным терминам «коммуникативная компетентность», «тренинг», «принцип»;
Рассмотреть принципы тренинга коммуникативной компетентности.
Проанализировать результаты диагностики индивида.
Принципы тренинга коммуникативной компетентности
Как считают психологи, любая личностная компетентность – это «владение, обладание субъектом соответствующей компетентностью, включающее его личное отношение к ней и предмету деятельности». Профессор Е.И. Исаев разводит понимание конструктов «компетентность» и «знания, умения и навыки»: «Достоинство конструкта «компетентность» с психологической точки зрения состоит в том, что он связывает субъекта с его деятельностью…. Такой целостности нет в конструкте «знания, умения и навыки», апеллирующем, прежде всего, к социальной или профессиональной реальности» [2].
С.Е. Тихонов, говоря об эффективности общения, как одной составляющей коммуникации, опирается на Аристотеля, который когда-то утверждал, что успех ораторского выступления человека, который общается с другими публично с помощью речи, зависит от трёх условий:
1. Некая предрасположенность к общению с другими;
2. Освоение знаний о закономерностях и правилах общения;
3. Практическое осваивание правил, приёмов и способов общения [3].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Введенский В.Н. Развитие педагогической профессии как социального института: теория, методология, практика. Монография.- СПб.: ГНУ «ИОВ РАО», 2004.- 230с.
2. Исаев Е.И. Компетенции и компетентность как новые результаты профессионального образования. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании: теория, методология, технологии// Материалы Международной научно-практической конференции (11 - 2 ноября 2008г. Москва, НОУ ВПО «СФГА»).- М., НОУ ВПО «СФГА», 2008.- С. 12 - 17.
3.Тихонов С.Е. Риторика, риторизация и общение: осмысление и воплощение в период модернизации образования: Монография.- М.: «Прометей» МПГУ, 2005.- 272 .
4. Фадейкина, О. А. Психологический тренинг студентов-экономистов в контексте профессионального развития. Непрерывное профессиональное образование: Международ. сб. науч. ст.(под ред. д-ра пед. наук, проф. Э. Г. Скибицкого). -Новосибирск: СИФБД, 2007.