Фрагмент для ознакомления
2
1. Особенности новгородских таблеток.
«Лебединой песнью» новгородской иконописи XV века являются знаменитые двусторонние таблетки из Софийского собора, ныне хранящиеся в Новгородском музее, а также в музеях Москвы, Ленинграда и Лондона. Эти небольшие иконы, написанные на туго пролевкашенном холсте, предназначались для того, чтобы класть их на аналой в дни церковных праздников. Обычная их тематика — главные евангельские эпизоды, сцены Страстей и фигуры святых. Таблетки бывают обычно двухсторонними, и изображения в них следуют одно за другим, соответственно ходу церковного календаря. Это, в сущности, святцы. По полноте подбора софийские таблетки, хотя они и были разрознены и частично заменены более поздними иконками, не знают себе равных.
В софийских таблетках прежде всего хочется отметить усложнение тематики. Мы находим здесь, помимо единоличных изображений праотцев, отшельников, отцов Церкви, преподобных и других святых, ряд многофигурных композиций, часть которых принадлежит к числу больших иконографических раритетов.
Тяготение к замысловатым сюжетам, не имевшим хождения в иконописи XV века, очень характерно для софийских таблеток. Иконопись XV столетия в основном предпочитала либо единоличные изображения, либо немногосложные сцены со сравнительно небольшим количеством фигур, что отвечало простым, мужественным вкусам новгородцев. С приближением XVI столетия в Новгороде возникает интерес к совсем маленьким иконам с множеством фигур. Эти многофигурные сцены способствуют тому, что постепенно утрачивается былой лаконизм. Композиции делаются все более перегруженными и дробными, чему сопутствует изменение самих форм, приобретающих более хрупкий характер. Как ни хороши отдельные таблетки, нежностью своих красок и особой мягкостью письма невольно заставляющие вспомнить о работах Дуччо, в них все же чувствуется спад творческой энергии. Здесь вступает в свои права любование художественным приемом, которому присущ оттенок определенной стереотипности. Это формально отточенное искусство было рассчитано на рафинированные боярские вкусы. Все более отрывавшееся от народных корней, оно знаменовало приближение того кризиса новгородской живописи, который быстро наступил в XVI веке.
Софийские таблетки, в большинстве своем выполненные первоклассными мастерами (недаром они были сделаны для Софийского собора), наглядно показывают, на каком еще высоком уровне держалась новгородская иконопись в конце XV — начале XVI века. Но очень скоро стал намечаться ее упадок. Потеряв в 1478 году свою независимость, Новгород вместе с тем начал медленно утрачивать и свои традиции, постепенно растворившиеся в московских влияниях. Для дорожившего своим великим прошлым Новгорода это был трудный и мучительный процесс. Как и в московской живописи, получают преобладание сложные аллегорические сюжеты, все чаще в икону проникают черты быта, исчезает былая эпическая простота, композиции становятся все менее ритмичными, тускнеют краски, в манере письма появляется неприятная сухость. И хотя в XVI веке в Новгороде и его округе еще создавались отдельные прекрасные вещи, они не могут сравниться по своему качеству с произведениями XII–XV веков.
2.В чём автор видит значение копий фресок?
Автор пишет о том, что данный процесс позволяет сохранить изображения пусть даже в копиях, а в процессе копирования не только подробно изучить технологические и содержательные стороны фресковых циклов, но и, по мнению автора, формирует мировоззрение, дает возможность целостнее оценить духовный мир мастеров прошлого. Само копирование должно носить не фрагментарный характер, а комплексно охватывать всю систему росписей храма. Высококачественные копии фресок могут быть интересными экспонатами выставок и должны храниться как произведения искусства.
Может ли реставратор иметь живописные умения?