Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодня мир представляет собой единую, динамично развивающуюся систему, в которой ни одно государство не может существовать отдельно от мирового сообщества. Это становится с каждым годом так очевидно, даже если недооценивать объективные тенденции глобализации и ее роль в объединении международных отношений и скептические относиться к перспективе установления сбалансированных культурных и цивилизационных коммуникаций в масштабе планеты. Одновременно с этим становится очевидным, что общность всей структуры уже определяется ходом развития самой истории.
Человечество уже в прошлом столетии прошло через две войны, а после – через холодную. Сейчас наблюдается состояние разрозненности, балансирование на грани войны и мира. Причина тому – не только в том, что разных регионах мира периодически и регулярно создаются военные образования, где конфликты то возобновляются, то затихают, и не в том, что в регионах часто идут локальные войны с применением всех видов оружия, за исключением ядерного, химического и бактериологического.
Целью данной работы является рассмотрение сценариев развития и геостратегии России в XXI веке.
1 Тенденции и принципы участия России в мировых процессах
В начале XXI века публичная дипломатия стала привычным атрибутом международной жизни. Её ресурсы направлены на повышение привлекательности страны в глазах иностранной общественности и широко используются в мировой политической практике.
На пленарном заседании 12 июля 2004 года послов и постоянных представителей России В.В. Путин сказал, что представления о России в мире очень часто далеки от реальности и что «посольства и другие иностранные миссии должны активно учувствовать в формировании беспристрастного, благоприятного взгляда на внутреннюю и внешнюю политику Российской Федерации, её историю, её культуру современного развития». Эту речь можно назвать отправной точкой формирования публичной дипломатии в нашей стране, и с этого момента деньги начали активно вкладываться в различные инициативы по созданию за рубежом позитивного имиджа России. Департамент информации и печати Министерства иностранных дел играет важную роль в осуществлении этой деятельности. Его основными функциями являются: внешнеполитические действия страны об информировании отечественной и зарубежной прессы; анализ международных проблем, затрагивающих сферу информационной безопасности, и обеспечивающих всестороннее участия Российской Федерации в их решении; аккредитация иностранных журналистов в России. Следует отметить, что за рубежом информационное обеспечение внешней и внутренней политики является одним из основных компонентов публичной дипломатии, которую Россия пытается активно развивать [9, с. 70].
Россотрудничество, организуя выставки, конференции, культурные мероприятия, кросс-лет, формирует культурную, образовательную, гуманитарную и внешнеполитическую привлекательность нашей страны, но, к сожалению, не способствует эффективному продвижению России как политического субъекта, то есть у России мало возможностей влиять на зарубежных партнеров через их общественное мнение.
В 2012 году в февральской предвыборной статье «Россия и меняющийся мир» Владимир Путин охарактеризовал «soft power» как «набор инструментов и методов для достижения внешнеполитических целей без применения оружия, за счет информационных и других рычагов воздействия». С этого момента популяризируется «мягкая сила», подавляя собой слово «модернизация», уходящее из российского политического лексикона. Обладание «soft power» не гарантирует благоприятного исхода любой международной ситуации, но увеличивает вероятность его достижения [8]. Даже на правильной точке зрения негативная репутация скажется отрицательным образом. Если целью развития вооруженных сил является обеспечение безопасности нации, то целью публичной дипломатии является увеличение потенциала страны в области «soft power».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агацци Э. Системный образ мысли для решения проблем глобализации.// Доклады участников XVII Международных Лихачевских научных чтений. [Электронный ресурс]. http://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/2017/dokladi/AgazziE_plen_rus_izd.pdf(дата обращения — 19.01.2022)
2. Бек У. Власть и ее оппоненты в эпоху глобализма. Новая всемирно-политическая экономия / Пер. с нем. А.Григорьева и В.Седельника — М.: Прогресс-Традиция, Территория будущего, 2007. — 464 с.
3. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов / Под ред. А.П. Садохина. – М.: ЮНИТИДАНА, 2019. – 352 с.
4. Жаркынбекова Ш.К., Журавлева Е.А., Карданова Н.Б., Проблемы межкультурной коммуникации в современном мире, 2019.
5. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. - М.:Едиториал УРСС, 2019
6. Колосов B., Туровский Р. Геополитическое положение России на пороге XXI века: реалии и перспективы. // Полис, 2019. № 3. С. 40 – 61
7. Лекторский В.А. Вызовы современного глобального мира: чего ждать, на что надеяться, что делать // Доклады участников XVII Международных Лихачевских научных чтений. [Электронный ресурс]. http://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/2017/dokladi/LektorskyVA_plen_rus_izd.pdf (дата обращения — 19.01.2022).
8. Лапшин А.О. Глобализация и цифровое общество: заметки на полях // Власть, 2019. Т. 27. № 1. C. 63-68. URL : https://doi.org/10.31171/ vlast.v27i1.6228 (дата обращения 19.01.2022).
9. Мартин Г.-П., Шуманн Х. Западня глобализации: атака на процветание и демократию. - М.: Альпина, 2019. - 335 с