Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Выполнение контрольной работы по дисциплине «Финансовый контроль» направлено на формирование у будущих экономистов специальных знаний в области нормативного регулирования процессов аудита и контроля, знакомство с современной практикой проведения аудита и контроля, получение навыков применения основных положений нормативных актов, регулирующих финансовый контроль, а также получение навыков осуществления контрольных процедур.
Выполнение контрольной работы по дисциплине «Финансовый контроль» направлено на формирование следующих профессиональных компетенций профиля (ПКП) бакалавра экономики:
- обладать базовыми теоретическими знаниями, уметь пользоваться российскими и международными нормативными документами и владеть знаниями ведения бухгалтерского финансового учета, управленческого учета и формирования финансовой отчетности, анализа финансово-экономической деятельности экономических субъектов и проведения контрольных процедур (ПКП – 1);
- иметь навыки подготовки и проведения аудиторских проверок, осуществления контрольных процедур и организации системы внутреннего контроля в организациях разного профиля и организационно-правовых форм (ПКП – 4).
Контрольная работа состоит из теоретической и практико-ориентированной частей. При подготовке контрольной работы была использована информация нормативно-правовых актов, СПС «КонсультантПлюс» и СПС «Гарант», учебников и учебных пособий.
1. Лимская декларация руководящих принципов финансового контроля
Лимская декларация является одним из фундаментальных документов в области государственного аудита и контроля. Этот документ был принят в октябре 1977 года на IX Конгрессе ИНТОСАИ в городе Лиме (страна Перу).
Декларация также называется Великая Хартия аудита в государственном секторе.
ИНТОСАИ – это международная организация высших органов финансового контроля (International Organisation of Supreme Audit Institutions – INTOSAI). Девиз - «Взаимный обмен опытом приносит пользу всем». Она была создана в 1953 году под покровительством Организации Объединенных Наций (ООН). Штаб-квартира – Вена, Австрия. К началу 2022 года её членами являются 193 учреждения (188 национальных, Европейская Счетная палата и 4 ассоциированных члена). Данная организация является независимой, неполитической и неправительственной организацией, которая была создана в качестве постоянного института для обмена и опытом и идеями в области внешнего аудита между высшими органами финансового контроля государств всего мира.
Поэтому Лимская декларация руководящих принципов финансового контроля очень важной для всех высших органов финансового контроля - членов INTOSAI, вне зависимости от континента, степени их финансово- политического развития и интеграции в систему управления страны.
Сами принципы, изложенные в Лимской декларации, были разработаны мировым сообществом на основе многолетнего опыта. К реализации основных принципов организации финансового контроля во всей полноте стремится каждое современное экономически развитое государство.
Основной целью Лимской декларации является призыв к проведению независимой (внешней) аудиторской проверки (ревизии) в государственном секторе. Любая высшая аудиторская организация, которая не может выполнить это требование, не соответствует этому базовому стандарту в соответствии с верховенством закона. Поэтому верховенство права и демократия являются предпосылками подлинно независимого аудита государственного сектора и являются основами, на которых базируется Лимская декларация.
Структура документа:
- цели и виды контроля (статьи 1-4);
- базовый принцип независимости контролирующего органа (статьи 5-7);
- принципы взаимодействия контрольного органа (статьи 8-13);
- подотчетность контрольных органов обществу (статьи 14 и 16);
- международный обмен опытом (статья 15);
- принципы проверки различных видов организаций (статьи 17-25).
Рисунок 1- Принципы контроля
Из всех принципов финансового контроля (смотри рисунок 1) международно признанными принципами финансового контроля, закреплёнными в Лимской декларации являются:
- независимость;
- объективность;
- компетентность;
- прозрачность (гласность).
Принципы, содержащиеся в Лимской декларации, являются вечными и составляют основные ценности для осуществления общественного контроля как элемента управления.
Принцип независимости финансового контроля закреплен в разделе II Лимской декларации руководящих принципов контроля ИНТОСАИ. Независимость характеризуется с различных сторон как функциональная, организационная, финансовая и личная.
1. Функциональная независимость предполагает организационное отграничение контрольных функций от других функций управления и наделение ими различных субъектов.
2. Организационная независимость выражается в разделении финансового контроля на внутренний – финансовый контроль субъекта, входящего в одну организационную систему с подконтрольным субъектом, и внешний – финансовый контроль субъекта, который не входит в одну организационную систему с подконтрольным субъектом.
3. Финансовая независимость обеспечивается финансированием органов финансового контроля из бюджета отдельной строкой, недопустимостью выделения бюджетного финансирования подконтрольным субъектом контролирующему субъекту.
4. Личная независимость контролирующих субъектов предполагает недопустимость конфликта интересов, т.е. ситуации, при которой личная заинтересованность, связанная с получением доходов (неосновательного обогащения) либо материальной выгоды, влияет или может повлиять на объективное исполнение должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью и законными интересами граждан, организаций, общества, государства, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, государства.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные акты
1. Гражданский кодекс РФ части первая и вторая от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (ред. 26.10.2021)
2.Налоговый кодекс РФ части первая и вторая от 5 августа 2000 года № 117-ФЗ (ред. 02.07.2021)
3.Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 года № 402-ФЗ (ред. 26.07.2019)
4.Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 г. № 307- (ред. от 08.06.2020)
5.Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (ред. от 11.04.2018)
6.Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 № 153н (ред. 16.05.2016)
7.Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007) Приказ Минфина РФ от 27.12.2007 № 106н (ред. 8.04.2017
8.Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (4/99) Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н (ред. от 08.11.2010)
9.Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организации» (ПБУ 18/02) Приказ Минфина РФ от 19.11.2002 № 114н (ред. от 06.04.2015)
10.Федеральный стандарт бухгалтерского учета «Запасы» (ФСБУ 5/2019) от 15.11.2019 № 180н (ред. от 15.11.2019)
11.Федеральный стандарт бухгалтерского учета "Основные средства" (ФСБУ 6/2020) от 17.09.2020 №204н
12. Федеральный стандарт бухгалтерского учета «Документы и документооборот в бухгалтерском учете" (ФСБУ 27/2021) от 16.04.2021 №62н
13.Федеральный стандарт бухгалтерского учета «Капитальные вложения» (ФСБУ 26/2020) от 19.09.2020 №204н
14.Проект Приказа Министерства финансов РФ "Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 14/2021 "Нематериальные активы" (подготовлен Минфином России 28.09.2021)
15.Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99: утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н (ред. от 16.04.2015).
16.Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н (ред. от 27.04.2012).
17.План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н (в ред. 08.11.2010)
Рекомендуемая литература
а) основная:
18. Аудит: учебник для бакалавриата и специалитета/Н.А. Казакова [и др.];под общей редакцией Н.А. Казаковой.- 3-е изд., перераб. и доп.- Москва: Издательство Юрайт, 2019.- 409 с.
19.Рогуленко Т.М. Аудит: учебник для бакалавров/ Т. М. Рогуленко; ответственный редактор Т.М. Рогуленко.- 5-е изд., перераб. и доп.- Москва: Издательство Юрайт, 2018.- 541 с
б) дополнительная:
20.Международные стандарты аудита: учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры/ Ж.А. Кеворкова [и др.]; под редакцией Ж.А. Кеворковой.- 2-е изд., перераб. и доп.- Москва: Издательство Юрайт, 2019.- 375 с.
21.Учет, анализ, аудит: учеб. пособие / под общ. ред. Т.Ю. Серебряковой. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2019. - 365 с.
в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
22.Официальный сайт справочно-правовой системы Гарант: официальный сайт. - Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: http:// www.garant.ru/(дата обращения: 21.01.2022). - Текст: электронный
23.Официальный сайт справочно-правовой системы КонсультантПлюс: официальный сайт. - Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: http:// consultant.ru/(дата обращения: 21.01.2022).- Текст: электронный
24. Официальный сайт Министерства финансов РФ: официальный сайт. - Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: http:// https://minfin.gov.ru/ru/(дата обращения: 21.01.2022).- Текст: электронный
25. Официальный сайт INTOSAI: официальный сайт. - Вена. - Обновляется в течение суток. - URL: https://www.intosai.org/ru/ обращения: 21.01.2022).- Текст: электронный