Фрагмент для ознакомления
2
Вводный контроль:
1.Условия выбора безопасной якорной стоянки с учётом рекомендации лоций, данных карты и других пособий по безопасности мореплавания.
Правильный выбор места якорной стоянки и подход к нему требуют предварительного тщательного анализа От этого зависит надежность стоянки судна на якоре Следует учитывать ее продолжительность, цель постановки, направление и силу ветра, течения и вероятность их изменения, глубины, состояние судна, его осадку, род грунта, колебания уровня воды, высоту волны, а также то, насколько удобно контролировать положение судна при стоянке на якоре.
При выборе якорного места особое внимание обращается на грунт Хорошо держит якорь такой грунт, как гравий, песок, ракушка с примесью ила или глины Грунт скалистый или состоящий из камня и валунов не пригоден для якорной стоянки, так как якорь в нем ползет (не держит) или может зацепиться за расщелину и его трудно будет или невозможно выбрать В мягкий илистый грунт якорь глубоко погружается, но ползет В вязкой глине якорь держит хорошо, но глина настолько сильно облепляет его и якорную цепь, что становится трудно или невозможно выбрать якорь.
До подхода к якорной стоянке надо изучить все сведения о месте, глубине, рельефе дна, грунте и преобладающих ветрах и течении в данном районе На карте крупного масштаба наметить место отдачи якоря, выбрать ориентиры для определения места судна, рассчитать количество смычек якорной цепи, которое предполагается потравить в воду Предусмотреть постановку на якорь в темное время суток при ограниченной видимости и в штормовых условиях.
Выбирая способ подхода к якорной стоянке, во всех случаях лучше отдавать якорь против ветра или течения.
Особую осторожность следует проявлять при постановке на якорь в районах с резко меняющимися глубинами, так как неточность в расчете может привести к потере якоря При подходе к месту отдачи якоря следует учитывать наличие других судов Акваторию, достаточную для якорной стоянки одного судна, при условии, что длина вытравленной якорной цепи равна 4—5 глубинам места стоянки, можно рассчитать
R = (4 ? 5)H + 2L,
где R — радиус окружности с центром в месте отдачи якоря, м,
Н—глубина места отдачи якоря, м,
L — наибольшая длина судна, м
При определении длины якорной цепи, которую необходимо вытравить, при хорошем грунте и ветре не свыше 5 баллов можно руководствоваться нормами: до 20 м —4 глубины, от 21 до 50 м —3 глубины, от 51 и свыше —2,5 глубины.
На практике принято считать, что держащая сила якоря будет достаточной, если отданное количество смычек якорной цепи равно корню квадратному из глубины места отдачи якоря:
h=?H
где Н — глубина места отдачи якоря, м,
h — количество смычек якорной цепи
Держащая сила якоря в хорошем грунте более пяти—семикратной массы якоря, а лежащая в грунте якорная цепь оказывает дополнительное сопротивление, равное ? своей массы. Якорная цепь действует как пружина, поэтому чем больше вытравлена ее длина, тем меньше опасность потери якоря при килевой качке и рыскании судна.
Найти якорное место, которое отвечало бы всем указанным выше требованиям, трудно. Судоводитель в каждом конкретном случае должен выбрать те меры безопасной стоянки на якоре, которые наилучшим образом будут отвечать данным условиям.
Все маневры по постановке и съемке судна с якоря осуществляет капитан.
2.Рекомендации при постановке на якорь, на два якоря, на шпринг, на швартовную бочку.
В большинстве случаев постановка судна осуществляется на один якорь, и она включает в себя:
- план подхода и маневрирования, прокладка курсов;
- подготовка главного двигателя к реверсированию и якорного устройства к работе;
- определение исходных и конечных рубежей для маневрирования, контрольных пеленгов и дистанций;
- подход к месту якорной стоянки и маневрирование;
- отдача якоря и выход на канат.
Постановка судна на один якорь
Постановка на якорь задним ходом
1. Перед якорным местом машине дается задний ход. Когда инерция будет погашена, и судно получит движение назад, отдают якорь.
2. Маневрирование судна заключается в том, чтобы в точку отдачи якоря подойти на курсе, противоположном действию всех внешних сил.
3. При ветре или течении отдают якорь наветреннего борта или со стороны действия течения, иначе якорная цепь пойдет через форштевень на излом.
4. Выход на канат осуществляется подработкой главного двигателя на задний ход или под действием внешних сил (течение, ветер).
Постановка на якорь передним ходом
1. Перед отдачей якоря руль должен быть переложен на борт в сторону отдаваемого якоря. Отдавать якорь следует, когда судно получит вращательное движение.
2. К моменту отдачи якоря судно должно лежать на курсе действия внешних сил.
3. После отдачи якоря канат травят слабо до длины, при которой будет полностью использована держащая сила якоря.
4. Производят обтягивание каната, при этом судно будет разворачиваться носом к направлению действия внешних сил.
Постановка на якорь при различных гидрометеоусловиях
5. При наличии течения к якорному месту подходят против течения. Якорь отдают, когда судно остановится. Для удержания носа против течения канат вытравливают с небольшой слабиной.
6. Если во время постановки дует боковой ветер, отдавать следует подветренный якорь. Тогда под действием течения судно развернется к ветру и канат не пойдет через форштевень. Если подход к якорному месту против течения окажется невозможным, то стать на якорь можно, продвигаясь поперек течения. Канат нужно травить на длину полутора-двух глубин. Якорь будет протаскиваться по дну, и судно, разворачиваясь против течения, выйдет на канат постепенно.
Становиться на якорь на сильном попутном течении не рекомендуется. Но если к этому вынуждают обстоятельства, отдавать лучше левый якорь. Как и в предыдущем случае, вначале канат травят на 1,5—2 глубины. Когда судно начнет приводиться к течению, постепенно вытравливают всю длину каната. Чтобы не было сильного рывка, перед отдачей якоря инерция должна быть погашена полностью, а на завершающей стадии, когда судно начнет приводиться к течению, следует периодически подрабатывать машиной вперед.
Постановка судна на два якоря
При продолжительном штормовом ветре или сильном течении рекомендуется стоять на двух якорях.
Постановка судна на два якоря осуществляется, когда необходимо:
- увеличить держащую силу якорного устройства;
- уменьшить рыскание судна;
- удерживать судно в определенном положении;
- уменьшить радиус циркуляции на якоре при переменных ветре и течении.
Постановка с хода
1. Курс судна должен быть перпендикулярен направлению действия внешних сил.
2. Отдают первый якорь, руль в сторону отданного якоря.
3. Травят канат первого якоря и подходят к месту отдачи второго.
4. Отдают второй якорь – судно разворачивается против действия внешних сил; канаты обоих якорей травят.
5. Выходят на канаты так, чтобы угол между ними был 30–40 градусов.
Постановка на два якоря для уменьшения рыскания
1. Курс судна должен быть противоположен действию внешних сил – отдают первый якорь.
2. Потравливая цепь и при помощи главного двигателя, подходят к месту отдачи второго якоря.
3. Отдают второй якорь и травят оба каната.
4. После выхода на ветер или течение канаты обтягивают так, чтобы угол между ними был 90–120 градусов, соотношение длин канатов первого и второго якорей должно быть как 4:3.
Постановка на два якоря способом «фертоинг»
Способ применяется на рейдах с ограниченной акваторией и подверженных приливо-отливным течениям. Для уменьшения циркуляции судна при смене направления течения угол разноса якорных цепей должен составлять примерно 1800. при таком способе судно будет стоять не на двух якорях, а поочередно, в зависимости от направления течения то на правом, то на левом якоре. При перемене направления течения корма судна описывает примерно круговую циркуляцию, радиус которой значительно меньше того, если бы судно стояло на одном якоре.
1. Курс судна должен быть против направления действия приливоотливного течения. Отдают первый якорь и, потравливая его канат, выходят в точку отдачи второго якоря.
2. Отдают второй якорь и дают задний ход, при этом канат первого якоря выбирают, а второго травят.
3. Выходят на канаты обоих якорей, чтобы угол между ними был приблизительно на 180º.
Рисунок 1 - Постановка судна на два якоря способом «фертоинг»