Фрагмент для ознакомления
2
1 Базовое содержание темы «Проблемы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Овладение человеком набором определенных ролей связано с усвоением норм социума. Именно благодаря им социум предъявляет своим представителям те требования, которым должно соответствовать их поведение. Социализацией называется процесс усвоения личностью поведенческих образцов, социальных ролей и норм, духовных ценностей.
Вне постоянных связей с окружающими социализация не представляется возможной. Крайне важна социализация в раннем возрасте. Известно немало случаев, когда общение ребенка было ограничено в первые годы жизни.
У ребенка в первые годы жизни формируется положительный тонус в плане эмоций, что является критерием психического и физического здоровья. Дефицит общения в младенческий период, например, крайне отрицательно сказывается на развитии психики ребенка. Например, после Второй Мировой Войны в психологию вошел термин «госпитализм», когда описывали развитие психики детей, которые потеряли родителей или оказались в больнице или детском доме .
Огромное количество психологов, исследователей говорят о том, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни является причиной значительных нарушений в психическом развитии ребенка. Это накладывает отпечаток на всю жизнь ребенка. Например, Р. Спитц описывал многочисленные симптомы нарушения поведения детей и задержку психического и физического развития ребенка, которые воспитывались в детских учреждениях. Несмотря на то, что уход, питание в таких учреждениях были отличными, процент смертности в них был огромным. В обстоятельствах госпитализма страдает предречевое и речевое развитие. Отсутствие матери приводит к нарушению развития познавательных функций, сказывается на эмоциональном развитии ребенка.
Социализация – процесс непрерывный. На протяжении всей жизни человек усваивает различные модели поведения, связанные с ситуациями в сообществах, и готовится к выполнению социальных ролей, взятых на себя на различных ее этапах. В этом процессе можно выделить два основных типа социализации:
1) первичная социализация – это этап, на котором человек в основном посредством имитации (подражания) и игры приобретает базовые навыки, позволяющие ему адаптироваться в обществе;
2) вторичная социализация – это этап, на котором человек готовится к новым ролям во взрослой жизни, и по достижении совершеннолетия изменяет и обогащает свою личность, принимая на себя эти роли.
Переход между первичной и вторичной социализацией носит динамичный характер: одни виды деятельности исчезают, другие появляются, поскольку социализация многогранна и многомерна. В начале жизни индивид подвергается первичной социализации. Со временем характер процесса, окружение и институты меняются, а также меняется то, что ассимилируется индивидом. Первичная социализация плавно переходит во вторичную.
Проблема социализации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существовала всегда, в настоящее время, в ситуации серьёзных социально экономических перемен воспитанники детского дома оказываются особенно уязвимыми . Федеральные и местные власти, педагогические коллективы государственных учреждений стремятся создать необходимые условия для успешной интеграции выпускников детских домов и интернатов в общество, разрабатывают и применяют на практике новые пути и способы социализации данной категории граждан. Однако проблемы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отличаются особой сложностью, проведенные исследования (работы М.И. Буянова, И.А. Залыгиной, А.И. Захарова, Е.М. Рыбинского, Е.О. Смирновой и др.) позволяют утверждать, что результатом пребывания в учреждениях интернатного типа является наличие в социально-психологическом статусе воспитанников таких характеристик как неразвитый социальный интеллект, иждивенчество, рентные установки, рецептивный тип характера, повышенный уровень отклоняющегося поведения
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Кондратьева Н. И. Психолого-педагогическое сопровождение жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Чита, 2011. – С. 12–13.
2) Латышев О.Ю., Байер Е.А. Социализация учащихся, студентов и учёных в глобализующемся мире / Germany, Saarbrukken: Изд-во «Palmarium Academic publishing», 2015. 181c.
3) Латышев О.Ю., Спирина Г.Е., Черных Е.В. Модернизация интернатных учреждений в социализации студентов / Germany, Saarbrukken: Изд-во «Palmarium Academic publishing»,-2015. – 115c.
4) Орсаг Ю. В. Проектирование содержания воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период их социально-профессиональной адаптации : автореф. дис. … канд. пед. наук. – Вологда, 2007. – С. 29.
5) Смелков М. Ю. Теоретический анализ проблемы социальной адаптации в контексте социализации личности // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. Сер. Педагогика. – 2011. – № 4. – С. 164-180