Фрагмент для ознакомления
2
Контрольная работы на тему «Аудит производственных запасов»
1 Законодательные документы, использующиеся при аудите производственных запасов следующие.
В настоящее время в России сформирована пятиуровневая система нормативного регулирования аудита производственных запасов.
Первый уровень – Федеральный закон «Об аудиторской деятельности».
В нем определены понятие аудиторской деятельности, порядок осуществления и оформления результатов аудита. Это концептуальный документ, в котором сосредоточены правовые и нормативные положения аудиторской деятельности в РФ, который должен рассматриваться в контексте других важнейших правовых актов: Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Федерального закона «О бухгалтерском учете» и др.
Второй уровень – документы предназначены для регулирования вопросов проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, предоставление информации и отчетности о деятельности аудиторских фирм и аудиторов и т.п.
Третий уровень – Международные стандарты аудита (МСА). Основное назначение стандартов: установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности и, прежде всего, арбитражным судом. Стандарты содержат основные правила проведения аудиторской проверки и составления аудиторского заключения, с их помощью аудитор сможет выбрать методику, необходимый масштаб и глубину аудиторской проверки. МСА вступили в действие на территории Российской Федерации с 01 января 2017 г.
Четвертый уровень методики аудиторской деятельности, регламентирующие порядок осуществления аудиторами проверок применительно к конкретным отраслям, по отдельным вопросам налогообложения, финансов и по специальным аудиторским заданиям. К этому уровню относятся также стандарты, устанавливаемые саморегулируемыми организациями аудиторов для своих членов. Данные стандарты определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным МСА, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг. Требования этих стандартов не должны противоречить требованиям МСА.
Пятый уровень – документы (внутрифирменные стандарты), необходимые для реализации МСА и стандартов саморегулируемых организаций аудиторов. Эти документы должны содержать сведения по применению стандартов, организации на основе стандартов аудиторской деятельности.
Ключевая роль в правовом регулировании аудиторских мероприятий в данной области отведена Федеральному Закону № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», датированному 30 декабря 2008 года (ред. от 08.06.2020). В нем прописаны особенности реализации проверки на разных этапах, требования к аудиторам и их деятельности, правила подведения итогов и их документирования.
Международный стандарт аудита (МСА) представляет собой справочник, в котором приведены общепринятые нормы проведения аудита. Он был создан для гармонизации стандартов аудита на международном уровне.
По состоянию на конец 2021 года действует 18 стандартов финансовой отчетности (МСФО/IFRS) и 26 стандартов бухгалтерского учета (МСБУ/IAS), согласно которым проводиться аудиторская проверка в нашей стране.
Например, Международный стандарт аудита МСА 320 «Существенность при планировании и проведении аудита» от 09.01.2019 № 2н (ред. от 14.02.2019) содержит правила расчета уровня существенности при проверке.
Особое значение при проведении аудита производственных запасов имеют Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств достоверности показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ 23.04.2004 года, в которых изложена методика проверки производственных запасов. Данная методика носит рекомендательный характер и может быть принята за основу при разработке внутрифирменных стандартов аудита производственных запасов.
К организационному уровню относятся указания, инструкции, положения приказы и иные подобные документы по постановке, ведению бухгалтерского учета, непосредственно созданные в коммерческой организации и являющиеся внутрифирменными стандартами (приказы о формировании учетной политики, должностные инструкции и пр.).
2. Источники информации
Основными источниками информации являются первичные документы по учету производственных запасов и различные аналитические и синтетические регистры.
В качестве первичных документов по учету производственных запасов используются преимущественно унифицированные учетные документы, к числу которых относятся следующие формы:
- доверенность (форма №М2 и №М2а) – применяется для оформления права сотрудника выступать в качестве доверенного лица коммерческой организации при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению;
- приходный ордер (форма №М4) – используется для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки;
- акт о приемке материалов (форма №М7) – для оформления приемки материальных ценностей, имеющих количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщика;
- лимитно-заборная карта (форма №М8) – применяется для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции в течение месяца;
- требование-накладная (форма №М11) – используется для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально-ответственными лицами;
- накладная на отпуск материалов на сторону (форма №М15) – применяется для учета отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям;
- карточка складского учета (форма №М17) – предназначена для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду, размеру или другому признаку материала;
- акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма №М35) – применяется для оформления оприходования материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, пригодных для использования при производстве работ.
Своевременное правильное документальное оформление движения производственных запасов позволит коммерческой организации вывести достоверную фактическую себестоимость производственных запасов, осуществить надлежащий контроль над их сохранностью.
Налаженный учет запасов имеет огромное значение для обеспечения бесперебойного оказания услуг и выполнения работ, при которых необходимо владеть оперативными данными о наличии остатков сырья и материалов.
3.Классификатор типичных нарушений
Ошибки, выявляемые при аудите производственных запасов, можно разделить на несколько групп:
- технического характера - пропуски, описки, неверная арифметика расчетов;
- программные ошибки - возникают при вводе информации в учетные программы, а также при обработке, хранении и передаче данных («двойные» проводки, сбой программы, неточное округление);
- методологические - применение учетного способа или методики, не предусмотренных учетной политикой (включая не соответствующие нормативному законодательству собственные разработки по вопросам учета производственных запасов или противоречащую законодательству интерпретацию применяемых учетных алгоритмов);
- документальные - ошибки в оформлении первичных документов по учету производственных запасов (применение не закрепленных в учетной политике форм первичных документов, неполное или некорректное заполнение реквизитов);
- организационные- подписание первичных документов по учету производственных запасов неуполномоченными лицами, нарушение установленной в организации технологии документооборота.
4.План аудиторской проверки
Планирование - обязательный этап в процессе подготовки и проведения любого вида аудита. Документами планирования являются планы, графики, программы и т.д. У каждого такого документа свое назначение. План содержит описание областей проверки, сроки ее проведения, составы групп исполнителей и их распределение по участкам контроля.
4.1. Методики аудиторской проверки
1. Проверка фактического наличия производственных запасов на складе коммерческой организации.
С помощью процедуры запроса аудитор Иванов И.И. изучает:
- приказы о порядке и сроках проведения инвентаризации;
- приказы о назначении состава постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий;
- инвентаризационные описи, акты инвентаризации, сличительные ведомости;
- протоколы заседания инвентаризационной комиссии;
- решения руководства по утверждению результатов инвентаризации;
- бухгалтерские регистры аналитического и синтетического учета, в которых отражены результаты проведенной инвентаризации.
2. Проверка правильности оценки активов в учете и бухгалтерской отчетности.
Проверка полноты оприходования производственных запасов на основании договоров с поставщиками и сопроводительных документов.
Проверка правильности оформления первичных документов по поступлению материалов и выделения в них сумм налога на добавленную стоимость (НДС.)
Проверка отражения в учете неотфактурованных поставок:
-проверка приемных актов;
-проверка полноты оприходования производственных запасов по рыночным ценам, поступивших без документов.
Проверка правильности формирования фактической себестоимости материалов на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».
Проверка первичных документов, служащих основанием для списания в производство производственных запасов.
Пересчет отклонений расхода материалов от установленных лимитов, а также пересчет сумм списанных отклонений на затраты производства со счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
Проверка правильности списания потерь материалов на основании актов инвентаризаций, актов о потерях и недостачах, утвержденных норм естественной убыли, регистров аналитического и синтетического учета.
Проверка правильности оценки материальных ценностей при отпуске в производство по способу, заявленному в учетной политике (ФИФО (метод оценки по стоимости первых по времени приобретений), по средней себестоимости, по себестоимости каждой единицы).
4.2 Аудиторские процедуры при проведении проверки учёта производственных запасов.
Аудитором могут использоваться различные процедуры проверки, соответствующие в данной проверке аудиторским задачам на разных стадиях аудита:
1) Инвентаризация. Она проводиться как по требованию аудитора бухгалтерскими работниками организации, а также и самими аудиторами по их усмотрению (на любой стадии аудиторской проверки, по мере надобности аудиторам). Инвентаризация производится с целью установления наличия МПЗ на предприятии.
2) Процедура подтверждения запасов. Подтверждение проводится путем истребования и изучения аудитором бухгалтерской документации, отражающей фактическое поступление, движение и остаток производственных запасов организации по учётным счетам.
3) Повторный пересчет. Аудитор часто использует простую процедуру, как пересчёт - повторный расчёт численных показателей по производственным запасам, содержащихся в первичной бухгалтерской учётной документации.
4) Инспектирование. Если у аудитора возникают сомнения в правильности и своевременности бухгалтерского учёта производственных запасов, производимого бухгалтерами коммерческой организации, он может применить инспектирование - систематический контроль за производимой учётной деятельностью бухгалтерских работников.
Заключение.
Аудит производственных запасов является частью процедуры общего аудита, осуществляемого с целью подтверждения достоверности данных бухгалтерской отчетности.
С 2021 года организации учитывают производственные запасы в соответствии с ФСБУ 5/2019 «Запасы».
Основной задачей аудита производственных запасов (ПЗ) является установление корректности отражения фактов хозяйственной жизни коммерческой организации, имеющих отношение к данному участку учета, в бухгалтерском учете и отчетности.
Аудит производственных запасов, проводимый в ООО «Полюс», можно разделить на следующие этапы:
- предварительный — изучение аудитором применяемой системы учета ПЗ (включая изначальное знакомство со спецификой деятельности организации, используемыми в целях учета ПЗ программными средствами);
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Основные источники
1. Аудит: учебник для вузов/ Н.А.Казакова [и др.]; под общей редакцией Н.А. Казаковой.- 3-е изд., перераб. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2021.- 409с.
2. Рогуленко Т.М. Аудит: учебник для бакалавров/ Т. М. Рогуленко; ответственный редактор Т.М. Рогуленко.- 5-е изд., перераб. и доп.- Москва: Издательство Юрайт, 2018.- 541 с.
Дополнительная литература
3. Бухарева Л.В. Бухгалтерский финансовый учет: учебник для вузов / Л. В. Бухарева. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. -528 с.
4. Рогуленко Т.И., Пономарева С.Ю., Бодяко А.А. Аудит. Учебник.- М.: КноРус, 2019. - 432 с.
5. Савин А.С. Савин И.С. Аудит. Учебник. - М.: Инфра-М, 2018. - 512 с
6. Федоренко И.Ф., Золотарева Г.С. Аудит. Учебник. - М.: Инфра-М, 2018. - 272 с.
Интернет-ресурсы
7.Официальный сайт Министерства финансов РФ: официальный сайт. - Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: http:// minfin.gov.ru/ru/(дата обращения: 05.0122022).- Текст: электронный
8. Официальный сайт справочно-правовой системы Гарант: официальный сайт. - Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: http:// www.garant.ru/(дата обращения: 05.02.2022). - Текст: электронный
9. Официальный сайт справочно-правовой системы КонсультантПлюс: официальный сайт. - Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: http:// consultant.ru/(дата обращения: 05.02.2022).- Текст: электронный
10. Официальный сайт журнала «Главбух»: официальный сайт. - Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: http:// www.glavbukh.ru (дата обращения: 05.02.2022).- Текст: электронный
Приложение Бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах ООО «Полюс» распечатать
Нельзя скачать отчетность за 2020 год, но есть сайт, где её можно напрямую распечатать Е-ДОСЬЕ - Независимая информация о российских организациях (e-ecolog.ru)
Информация с сайта e-ecolog.ru