Фрагмент для ознакомления
2
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Тема контрольной работы: «ПРИМЕНЕНИЕ НАВИГАТОРОВ УСТРАНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ И СТАДАРТНЫХ РЕШЕНИЙ ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАЧ»
Целью работы является решение одной проблемной задачи с предварительной формулировкой идеального конечного результата, технического противоречия, физического противоречия.
Формулировки идеального конечного результат (ИКР), технического противоречия (ТП), физического противоречия (ФП):
1. ИКР: объект сам выполняет требуемые действия, сохраняя при этом все условия задачи;
2. ТП: при улучшении параметра А, ухудшается параметр В и наоборот: при улучшении параметра В ухудшается параметр А;
3. ФП: для выполнения требований задачи А часть системы (указать) должна находится в (указать) физическом состоянии а для выполнении требований задачи В эта же часть системы одновременно должна находится в противоположном физическом состоянии (указать).
Способы устранения ФП.
1. Разнесение противоречивых свойств в пространстве;
2. Разнесение противоречивых свойств во времени;
3. Использование переходных свойств веществ;
4. Использование навигаторов устранения ТП
5. Использование стандартных решений проблемных задач.
ВАРИАНТ 18
Фирма Microsoft патентует... куклу! Универсальным средством интеллектуального и эмоционального развития детей являются игры с объемными предметами, например, с различными наборами для конструирования, с куклами и так далее. Но вот проблема: куклы неразговорчивы, не могут быть собеседником, рассказывать ему сказки, не могут смотреть вместе с ребенком интересную и полезную телевизионную передачу, не могут плакать и смеяться вместе с ребенком, не могут... Вы вполне можете продолжить этот перечень, чтобы заменить в нем вскоре не могут на «могут».
Объектами классической ТРИЗ являются изобретения, технические системы и их компоненты.
Суть начальных учебных экспериментов заключается в следующем:
1) выявление ключевой проблемы, которая была преодолена в конкретном изобретении;
2)определение основного способа, которым была решена проблема в лом изобретении.
Несколько позже применяются следующие методические приемы:
1) обобщение и классификация моделей ключевых проблем и основных способов решения проблем при создании изобретений;
2)выявление закономерностей возникновения проблем, прогнозирование и управляемое систематическое разрешение проблем.
Итак, кукла как универсальное средство развития ребенка. Допустим. Кукла не может активно общаться с ребенком, хотя бы в ограниченных сюжетных ситуациях. Понятно: нет информационной связи.
Процесс изобретения — это есть движение мысли «от существующего — к возникающему7». Это есть построение мысленного моста между тем, что есть, и тем, что должно быть.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Орлов М.А. Основы классической ТРИЗ. Практическое руководство для изобретательного мышления. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2006. – 432 с.: ил.
2. Половинкин А.И. Основы инженерного творчества., M., "Машиностроение", 1988.
3. Сорокин А.А., Юдин В.В., Семенова Ю.В. Проблемы выбора технических решений, Учебное пособие, РГАТА, 2005.
Дополнительная.
1. Дерзкие формулы творчества. – Петрозаводск.: Карелия,1987. 270с.
2. Крикун П.Д. и др. Стандартные решения изобретательских задач. – Челябинск,1984.76с.
3. Нить в лабиринте. – Петрозаводск.: Карелия, 1988. 27с.
4. Чус А.В., Данченко В.Н. Основы технического творчества. – Киев.: Вища школа, 1983. 184с.
5. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М.,”Советское радио”, 1979 г.
6. Альтшуллер Г.С., Селюцкий А.Б. Крылья для Икара. Петрозаводск, “Карелия”, 1980 г.
7. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Новосибирск, “Наука”, 1986г.
8. Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В. Поиск новых идей от озарения к технологии. (Теория и практика решения изобретательских задач), Кишинев,“Картя Молдовеняскэ”, 1989 г.
9. WWW.ALTSHULLER.RU
10. WWW.ARIZ.RU
11. WWW.TRIZLAND.RU
12. WWW.TRIZ.ORG.RU