Фрагмент для ознакомления
2
1. Изучение обращения: педагог, 60 лет, общий стаж работы – 40 лет, замужем, две взрослые дочери. Профессия является смыслом жизни, отнимает все свободное время. Семья не понимает важности такой ответственности. Не достигаются высокие результаты, хотя высшая профессиональная категория, прохождение курсов повышения квалификации, самообразование.
2. Формулировка психологической проблемы: определить причины неудовлетворенности саморазвитием.
3. Выдвижение гипотез о причинах отклонений: деформация трудового поведения, вызванного «патологической одержимостью работы».
4. Выбор метода исследования
1. Личностный 16-факторный опростник Кеттелла
2. Тест на определение акцентуаций характера (в модификации Шмишека)
3.Тест «Тип темперамента» А. Белов (формула темперамента)
4. Тест Айзенка на определение типа темперамента
5. Тест «Уровень самооценки» С.В.Ковалева
6. Экспресс-методика на определение самооценки Дембо-Рубинштейна
7. Рисуночная проективная методика «Несуществующее животное»
8. Тест «Определение самооценки по Р.В. Овчаровой»
9. Определение уровня общения по Ряховскому
10. Тест «Определение направленности личности» (Б.Басса)
5. Оценка полученных результатов
Стандартный многофакторный личностный опросник Кеттелла 16PF выявил следующие особенности характера:
Сильные особенности:
Фактор B («интеллект»): развито абстрактное мышление, оперативность, сообразительность, быстрая обучаемость. Личность характеризуется достаточно высоким уровнем общей культуры, в частности, вербальной.
Фактор F («сдержанность – экспрессивность»): неторопливость, сдержанность. Редко выражается мрачность, пессимистичность, осмотрительность. Считается очень точным, трезвым, надежным человеком.
Фактор G («низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения»): сознательность, настойчивость, на человека можно положиться, степенность, обязательность.
Фактор H («робость – смелость»): авантюризм, социальная смелость, незаторможенность, спонтанность.
Фактор L («доверчивость – подозрительность»): доверчивость, хорошая адаптированность, неревнивость, уживчивость.
Фактор M («практичность – мечтательность»): беспокойство о правильности поступков, практичность, руководство возможным, забота о деталях, сохранение присутствия духа в экстремальных ситуациях, но иногда сохраняет воображение.
Фактор N («прямолинейность – дипломатичность»): хитрость, нерасчетливость, светскость, проницательность (утонченность).
Фактор Q2 («конформизм – нонконформизм»): независимость, склонность идти своей дорогой, человек принимает собственные решения, действует самостоятельно. Он не считается с общественным мнением, но не обязательно играет доминирующую роль в отношении других. Нельзя сказать, что люди ему не нравятся, он просто не испытывает нужды в их согласии и поддержке.
Слабые особенности:
Фактор C («эмоциональная нестабильность – эмоциональная стабильность»): чувствительность, сниженная эмоциональная устойчивость, легко расстраивается.
Фактор A («замкнутость – общительность») – соответствует результатам 68% людей.
Фактор E («подчиненность – доминантность»): скромность, покорность, мягкость, уступчивость, податливость, конформность, человек приспособляющийся.
Фактор I («жесткость – чувствительность»): слабый, мечтательный, разборчивый, капризный, женственный, иногда требовательный к вниманию, помощи, зависимый, непрактичный. Не любит грубых людей и грубых профессий. Склонен замедлять деятельность группы и нарушать ее моральное состояние нереалистическим копанием в мелочах, деталях.
Фактор O («спокойствие – тревожность»): тревожный, депрессивный, обеспокоенный (тенденция аутопунитивности), чувство вины.
Фактор Q1 («консерватизм – радикализм») – это соответствует результатам 68% людей.
Фактор Q3 («низкий самоконтроль – высокий самоконтроль»): внутренне недисциплинированный, конфликтный (низкая интеграция).
Фактор Q4 («расслабленность – напряженность») – это соответствует результатам 68% людей.
Вторичные факторы.
Сильные особенности:
Фактор F1 («низкая тревожность – высокая тревожность») соответствует результатам 68% людей.
Фактор F4 («конформность – независимость») соответствует результатам 68% людей.
Слабые особенности:
Фактор F3 («чувствительность – уравновешенность»): тенденция испытывать затруднения в связи с проявляющейся во всем эмоциональностью. Эти люди могут относиться к типу недовольных и фрустрированных. Однако присутствует чувствительность к нюансам жизни. Вероятно, имеются артистические наклонности и мягкость. Если у такого человека возникает проблема, то на ее разрешение требуется много размышлений до начала действий.
Фактор F2 («интроверсия – экстраверсия») - склонность к сухости, к самоудовлетворению, замороженности межличностных контактов. Это может быть благоприятно в работе, требующей точности.
Группа коммуникативных свойств
Человек, который взаимоотношений с людьми не избегает, но собственная активность в установлении и сохранении контактов невысокая. Инициатором общения становится в том случае, если затрагиваются его интересы или проблема решается только с помощью общения. Избирателен в общении; имеет небольшой круг друзей и знакомых, которые близки по интересам и ценностным ориентациям и с которыми чувствует себя комфортно. Общение с большой аудиторией или авторитетными людьми требует преодоления напряжения.
Способность человека достаточно тонко разбираться в людях, задумываться над мотивами их поведения. Однако на свои оценки и характеристики такой человек ориентируется редко. К людям относится доброжелательно, но без особой доверительности. Доверительные отношения устанавливает с теми, кто близок по интересам, с кем поддерживает давние отношения. Понимает чужие проблемы, но собственные проблемы предпочитает хранить в тайне и решать самостоятельно. Возможны конфликты и разногласия с окружающими, но они не продолжительны.
Группа интеллектуальных свойств
Гибкость и оперативность мышления встречаются у лиц, склонных быстро ориентироваться в проблемных ситуациях, но не всегда умеющих просчитывать варианты решения. В связи с этим выбранное решение не всегда бывает оптимальным. Новые идеи и способы решений использует взвешенно, лишь после всесторонней оценки и оценки последствий.