Фрагмент для ознакомления
2
А Древнеиндийская философия
К 6 в. до н.э. в Индии складываются предпосылки для экономического, политического, социального и, следовательно, духовного перелома в развитии страны - появление первых государств, скачок в развитии производительных сил, связанный с переходом от бронзы к железу, формирование товарно-денежных отношений, рост научных знаний, критика установившихся нравственных представлений и установок. Эти факторы послужили основой для появления ряда учений или школ, которые подразделяют на две большие группы. Первая группа - это ортодоксальные философские школы Древней Индии, признающие авторитет Вед. Вторая группа - неортодоксальные школы, не отрицающие непогрешимость Вед.
1.Основные ортодоксальные учения древнеиндийской философии
Веданта (IV-II в.в. до н.э.)
Основные положения Веданты изложены Бадараяном в сочинении Веданта-сутры. В ведантах существует два направления – адвайта и вишишта-адвайта. Основателем адвайты был Шанкара в 8 в. Согласно Адвайте, в мире не существует никакой другой реальности, кроме единой высшей духовной сущности – Брахмана, который неопределим, необусловлен и бескачествнен. Основные методы познания, согласно адвайте, - это интуиция и откровение, а вывод и ощущение играют второстепенную роль. Цель человека – постижение того, что за всем многообразием стоит единое божество .
Миманса (VI в. до н.э.)
Цель Мимансы – оправдание ведического ритуала, но содержащиеся в Ведах философские и религиозные положения должны быть логически обоснованы. Основное внимание должно быть направлено на неукоснительное соблюдение религиозного и общественного долга - дхармы, который заключается в выполнении обрядов и в подчинении запретам, налагаемым кастой. Следование дхарме приведет индивида к конечному освобождению. Миманса признает существование материального и духовного начал во вселенной. Санкхья (VI в. до н.э.)
Ньяя (III в. до н.э.)
Возникновение данного учения связано с древним мифическим мудрецом Готамой. Согласно ньяе, существует материальная вселенная, состоящая из атомов. Кроме того, во вселенной существует бесчисленное множество душ, которые могут быть связанными с материальными атомами, либо могут быть в свободном состоянии. Высшим духовным регулирующим началом является бог Ишвара. Бог не является создателем атомов, а только создает сочетание атомов и вызывает связь душ с атомами или освобождение душ от атомов. Учение признает четыре способа познания: ощущение, вывод, аналогию и свидетельство других людей.
Вайшешика (VI-V в. до н.э.)
Учение устанавливает семь категорий для всего существующего: субстанцию, качество, действие, общность, особенность, присущность, небытие. «Субстанция», «качество» и «действие» существуют реально. «Общность», «особенность» и «присущность» – продукты умственной деятельности.
Йога (II в. до н.э.)
Йога опирается на Веды и является одной из ведических философских школ. Согласно учению, основной целью всех поступков человека должно быть полное освобождение от материального существования. Два условия такого освобождения – войрагья (бесстрастие и отрешенность) и йога (созерцание).
2. Основные неортодоксальные школы древнеиндийской философии
Джайнизм (IV в. до н.э.)
Джайнизм – это древняя религия, возникшая в Индии предположительно в IX-VI веках до н.э. и проповедующая ненанесение какого-либо вреда любому живому существу.
Согласно самому учению, джайнизм существовал всегда.
Основатель джайнизма – пророк Джина Махавира Вардхамана. достоверно известно что он жил во времена Будды (Просветлённый). В молодости Джина имел семью и детей, но после смерти родителей, которая произвела на него неизгладимое впечатление, он ушел из семьи и из общества, стал проповедовать аскезу(упражнение, самодисциплина), как отказ от всех земных удовольствий и привязанностей.
Именно благодаря ему в данной религии появился термин «джина», который применяют только к тем, кто сумел освободиться от сансары (круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой), и достичь дхармы (комплекс устоев и правил, позволяющих найти свой верный путь и жить в гармонии с окружающим миром и Вселенной). Джина – это высшее звание, наиболее почитаемый титул. С санскрита это слово означает «победитель».
Основан джайнизм, в первую очередь, на беспрерывном самосовершенствовании души, чтобы в результате достичь всесилия, всезнания и вечного блаженства. Душа, избавившаяся от телесной оболочки и достигшая нирваны, становится дживой. Учение не подразумевает веру в Бога, а видит основную цель в другом – избавлении от неправильных мыслей, речей и действий, самосовершенствовании души, достижении божественного сознания. В этой религии нет высшего божества, создателя всего живого. Во Вселенной все регулируется самостоятельно.
Пять этических принципов, которые должны выполнять джайны (сторонники учения Махавиры и последователи данной религии):
1.Ахимса – непричинение вреда живому. Если не выполнять этот обет, то всех остальных просто бессмысленно придерживаться. К этому принципу относят непричинение вреда не только физического. Слова и действия могут ранить не меньше, чем жестокое воздействие на телесное, поэтому нужно внимательно относиться к тому, что и как ты говоришь.
Фрагмент для ознакомления
3
общности, выраженному в посылках и заключении.
Список используемой литературы
1) Аристотель. Об истолковании / Аристотель. Сочинения в 4 т. т. 2, М.: Мысль,- 1978
2) Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация: История. Религия, Философия. Эпос. Литература. Наука. Встреча культур. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Восточная литература, РАН, 2000.
3) Войшвилло Е.К. Логика [Текст]: Учебник для студ. вузов / Е.К. Войшвилло, М.Г. Дегтярев.— М.: Изд. центр «ВЛАДОС», 2018.
4) Горбачев В.Г. Основы философии. Курс лекций. М.: Владос, 2020.
5) Гриненко Г. В. История философии в 2 ч. Часть 1. От Древнего мира до эпохи просвещения: учебник для академического бакалавриата / Г. В. Гриненко. — 4-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018.
6) Гусев Д. А. Философия. – М.: Менеджер, 2020.
7) Кириллов В.И. Логика [Текст]: Учебник для юридических вузов / В. И. Кириллов, А.А. Старченко / Под ред. проф. В.И. Кириллова. — Изд. 6-е, перераб. и доп. — М.: ТК «Велби», Изд-во «Проспект», 2018.
8) Мареев С. Н., Мареева Е. В., Арсианов В. Г. Философия XX века (истоки и тоги). – М.: Академический Проект, 2020.
9) Светлов В.А. Современная логика [Текст]: Учебное пособие / В.А. Светлов. — СПб.: Питер, 2018.
10) Сычев А.А. Основы философии: учеб пособие для ссузов / А.А. Сычев. – 2-е изд., испр. – М.: Альфа – М: ИНФРА – М, 2013.
11) Томсон М. Восточная философия. Пер. с англ. Ю. Бондарева. -- М.: ФАИР ПРЕСС, 2002.
12) Философия в 2-х частях. Основные проблемы философии. Под. Ред. Кириллова В.И. М.: Юристъ, 2016.