Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Нравственное сознание является одной из форм общественного сознания, которое, как и другие формы, является отражением социального бытия. Она содержит исторически меняющиеся нравственные отношения, которые представляют собой субъективную сторону нравственности. Нравственное сознание основано на категории нравственности.
Мораль - это термин, который является синонимом морали, хотя в этической теории эти термины интерпретируются по-разному. Например, нравственность считается формой сознания, а нравственность - сферой морали, нравственности и практической деятельности.
В нынешних условиях социального развития, когда человечество сталкивается с глобальными проблемами, угрожающими его существованию, обоснование и признание приоритета общечеловеческих ценностей становится особенно актуальным. Современный мир необычайно переплетен и взаимозависим, поэтому сейчас, прежде всего, следует подчеркнуть универсальные вечные ценности. В этих условиях роль нравственности как формы общественного сознания и универсального регулятора деятельности явно возрастает. Моральные требования сохраняют преемственность, связанную с простыми и понятными формами человеческих отношений, такими как: не воровать, не убивать, чтить родителей, выполнять обещания, помогать нуждающимся и т.д. А трусость, предательство, жадность, жестокость, клевета и лицемерие всегда осуждались.
Нравственное сознание изучается в одной из философских дисциплин этики. Этика (от греч. - нравственность, обычай, привычка) - это теория нравственности, наука о нравственности, которая исследует человеческие взаимоотношения, смысл жизни, понятие счастья, добра и зла, нравственные ценности, причины нравственности. Даже древние философы рассматривали этику как практическую философию, потому что она пыталась оправдать мысли о том, что правильно, в виде нравственных принципов и норм, как идеалы и духовные потребности. Этика рассматривалась как практическая философия, которая пытается ответить на вопрос: Что должен делать человек в данной ситуации? Термин «этика» был введен Аристотелем.
Гуманолог А. Швейцер писал: «Обычная этика ищет компромиссов. Это должно определить, сколько я должен жертвовать своей жизнью и счастьем и сколько я должен держать за счет жизни и счастья других жизней. Таким образом, создается обычная, прикладная этика… Она признает только то, что хорошо для сохранения и развития жизни. Любое уничтожение жизни или нанесение ей ущерба при любых обстоятельствах называется злом.
1. Понятие и признаки морали
Мораль возникла раньше других форм общественного сознания, даже в первобытном обществе, и выступала регулятором поведения людей во всех сферах общественной жизни: в повседневной жизни, на работе, в личных отношениях. Она имеет универсальную ценность, распространяется на всех членов коллектива и фиксирует в себе все то, что является общим, что составляет ценностную основу общества, которая формирует отношения между людьми. Мораль поддерживала социальные основы жизни, формы коммуникации.
Это набор стандартов и правил поведения, разработанных обществом. Правила морали обязательны для всех, они не допускают исключений для кого бы то ни было, потому что они отражают основные условия жизни людей, их духовные потребности.
Моральность отражает отношение человека к обществу, отношение человека к человеку и требования общества к человеку. В нем представлены правила поведения людей, определяющие их обязательства друг перед другом и перед обществом.
Нравственное сознание пронизывает все сферы человеческой деятельности. Можно провести различие между профессиональной, бытовой и семейной моралью. В то же время моральные требования имеют идеологическую основу, они связаны с пониманием того, как должен вести себя человек. Нравственное поведение должно соответствовать соответствующим идеалам и принципам, в соответствии с которыми понятия добра и зла, чести и достоинства имеют здесь большое значение.
Нравственные концепции разрабатываются обществом и могут меняться по мере их развития и изменения.
По определению, мораль - это совокупность неписаных поведенческих норм, которые устанавливаются в этом обществе и регулируют отношения между людьми. Важно подчеркнуть, что в конкретном обществе, потому что в другом обществе или в другую эпоху эти нормы могут быть совершенно иными. Моральное суждение всегда исходит от незнакомых людей: от конкретных людей, коллег, соседей и, наконец, от толпы. Как отметил английский писатель Джером К. Джером, «самая тяжелая ноша - это мысль о том, что о нас скажут люди». В отличие от морали, мораль подразумевает, что у человека есть внутренний регулятор морали. Так что можно утверждать, что нравственность - это личная нравственность, самоуважение.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бен-Шломо Й. Введение в философию иудаизма, М., 2002.
2. Вязовский А.К. О морали, Москва, 2005.
3. Дробницкий О.Г. Концепция морали: историко-критический очерк. М.: Наука, 1974.
4. Калихман Г.А. Этюд о морали и нравственности // Журнал «Человек и общество», апрель 2001.
5. Кант И. Исследование «Четкие принципы естественного богословия и морали», Москва, 1981 год.
6. Ф. Ницше К генеалогия морали. Полемический состав, Москва, 2002.
7. Шишкина К.М. Философия Учебник, Москва, 1993.