Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Режиссура предполагает буквально «передачу надлежащего направления». Режиссером является человек, кто дает надлежащее направление драматургическому материалу при помощи актера.
Перед будущими сценаристами-режиссерами стоят задачи, для выполнения которых просто необходимо максимально развивать и воспитывать способность к созданию и принятию новых оригинальных идей. Поэтому, основополагающие элементы комбинированного мышления – креативное мышление, творческое воображение, драматургическая логика, формирование и развитие которых является неотъемлемой частью на пути к успеху в профессии сценариста-режиссера театрализованных представлений и праздников .
Цель данной работы - рассмотреть следующие вопросы:
- мизансцену и мизансценирование в театрализованном представлении;
- сущность сценарно-режиссерского замысла.
Задачи:
- описать сущность мизансцены, виды мизансцен в театрализованном представлении; условия построения видов мизансцен;
- изучить особенности и этапы сценарно-режиссерского замысла.
1 Мизансцена и мизансценирование в театрализованном представлении
В первоначальном своем значении с французского языка мизансцена означает «выставить приоритеты в кадре», и исторически эта техника кадрирования использовалась в театральных постановках.
В разработке мизансцены отражается сложное взаимодействие внешней формы и внутренней структуры программы, ее художественный образ в пластическом выражении. Суть мизансцены очень точно определил С.М. Эйзенштейн, характеризуя ее как «сочетание пространственных и временных элементов во взаимодействии людей на сцене... Сплетение самостоятельных линий действия со своими обособленными закономерностями тонов ритмических рисунков и прооранственных решений в единое гармоническое целое». Другими словами – мизансцена не просто застывшее мгновение, а образный язык человеческих движений, в которых, по словам В.Э. Мейерхольда, «вскрывается подтекст, вскрывается все то, что лежит между строк»
Назначение мизансцены – через внешние, физические взаимоотношения между действующими лицами выражать их внутренние (психологические) отношения и действия. Мизансцена – одно из важнейших средств образного выражения режиссерской мысли и один из важнейших элементов в создании спектакля. Умение создавать яркие, выразительные мизансцены является одним из важнейших признаков профессиональной квалификации режиссера. В характере мизансцен больше, чем в чем-либо другом, проявляется стиль и жанр спектакля
Всякая хорошо продуманная мизансцена должна отвечать следующим требованиям:
1) быть средством наиболее яркого, полного пластического выражения содержания номера или эпизода;
2) правильно выявлять взаимоотношения действующих лиц, а также внутреннюю жизнь каждого персонажа в данный момент его сценической жизни;
3) быть правдивой, естественной и сценически выразительной .
Принцип глубинного построения мизансцен.
Сценические планы, заимствованные из кино, определяются обычно по кулисам.
Крупный план, средний - связан с группой или небольшим объектом и общий план, который связан с делением сцены в глубину на 3 части: 1-й, 2-й и 3-й планы.
Первый план (крупный) - линия авансцены до занавеса (просценизм). Здесь можно выстраивать мизансцены для 1 -2-х человек, показывать что-то значимое, воспринимать по частям эскиз какого- то образа. Авансцена используется для монологов. Частый выход обесценивается.
2-й план - от линии занавеса до 1-й 2-й кулисы. Хорош для групповых мизансцен. Все виды мизансцен кроме барельефного возможно выстраивать на 2-м плане. Семейный.
3-й план - от третьей линии кулис к заднику. Общий план, рапиды, стоп-кадры хороши на 3-м плане. Третий план (а так же 4. 5, 6 и т.д. в зависимости от глубины сценической площадки) - соответствует общему плану в кино. Хорош для монументальных композиций или эпизодов связанных с сильным движением. Человеческая фигура на дальнем плане читается как пятно, поэтому в расчет следует так же принимать цвето-колористическую композицию.
Не менее важен и мизансценический ракурс.
Ракурсное построение мизансцены:
1. Фас - анфас. Лицом к залу раскрывает всю фигуру человека. Значения фаса:
- агрессивность
- вынужденность, когда предполагаемый объект внимания находится в зале; если артист хочет, чтобы партнеры не видели его глаза; физическое действие, разворачивающее актера на зал, на свет и т.д.
- невыгодность. Он однозначен. В нем нет красочности позы.
- прямолинейность. - глупый фас. - беззащитность, фас белого Пьеро.
2. Полуфас - для прямого общения с партнерами, графическое движение по диагонали. Обращение в театре к публике. Понятность.
3. Поворот 3\4 к залу. Значительную часть сценических ракурсов составляют различные видоизменения полуфаса. Эта поза достаточно раскрыта, читаема для зрителя и удобна для прямого и косвенного общения с партнером. Полуфас - труакар - выгоден для большинства актеров, как в статике, так и в динамике. Особенно хорошо воспринимаются моменты остановки в повороте в труакар как к партнеру, так и от него. И, наконец, переход по сцене в труакар - это графическое движение по диагонали сцены
4 Чистый профиль - не видно глаз и реакции актеров, окаменелость, статика (невыгодная мизансцена). Безличность. На сцене используется редко. Выразительный приём: уход со сцены и остановка. Профиль в движении создает плоскостную мизансцену
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Андрейчук Н. М., Основы профессионального мастерства сценариста массовых праздников : учебное пособие. — Санкт-Петербург [и др.] : Лань : Планета музыки, 2020. — 231 с.
2) Богданов И. Постановка эстрадного номера: Учебное пособие. СПб., 2020
3) Гавдис С. И., Подходы к созданию сценарно-режиссерского замысла театрализованных действ // Образование и общество. — 2013. — № 2 (79). — С. 106-111.
4) Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: Учеб. пособие для институтов культуры, театральных, и культ.-просвет. училищ. – М.: Просвещение, 1973. – 233 с.
5) Марков О. Сценарная технология. Краснодар, 2018.
6) Мейерхольд В.Э. К истории творческого метода: Публикации. Статьи. – СПб.: КультИнформПресс, 1998. – 247 с
7) Сорокин В. Н., Мизансцена - как пластическое выражение сути драматического материала // Искусство и образование. — 2010. — N 1. — С. 19-26.
8) Шубина И. Б., Драматургия и режиссура зрелищных форм : соучастие в зрелище, или Игра в миф : учебно-методическое пособие. — Санкт-Петербург [и др.] : Лань : Планета музыки, 2020. — 238, [1] с.