Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Главное предназначение прибыли любой коммерческой организации — отражение эффективности ее производственно-сбытовой деятельности. Это обусловлено тем, что в величине прибыли должно находить отражение соответствие индивидуальных затрат организации, связанных с производством и реализацией продукции и выступающих в форме себестоимости, общественно необходимых затрат, косвенным выражением которых должна явиться цена изделия.
Рост прибыли в условиях стабильности оптовых цен свидетельствуют о снижении индивидуальных затрат организации на производство и реализацию товаров (работ, услуг).
Маржинальная прибыль представляет собой разницу между показателями выручки и переменными затратами предприятия, иными словами, это предельная прибыль, которую может получить предприятие от производства и продажи каждого вида продукта (работы, услуги).
В последнее время большой интерес вызывает методика анализа маржинальной прибыли, которая базируется на делении производственных и сбытовых затрат на переменные и постоянные и категории маржинального дохода. Эта методика широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Она позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины.
Целью работы является изучение маржинального анализа прибыли по факторам.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть прибыль и рентабельность как показатели эффективности деятельности предприятия;
- изучить оценку прибыльности организации;
- изучить факторный анализ изменения маржинального дохода.
1. Прибыль и рентабельность как показатели эффективности деятельности предприятия
В своей деятельности любое организованное предприятие что-либо производит или оказывает услуги при этом инвестируя и финансируя свою деятельность. В конечном итоге деятельность предприятия выливается в какой-либо финансовый результат: положительный или отрицательный. Таким конечным результатом и является прибыль. Положительный финансовый результата – прибыль, обеспечивает предприятию дальнейшее производственное развитие. Таким образом, прибыль в экономике предприятия представляет собой положительный финансовый результата, получаемый предприятием в процессе и после реализации выпускаемой продукции или оказываемых услуг за минусом расходов на такое производство.
Понятие «прибыли» вмещает в себя многие аспекты деятельности предприятия. Так прибыль характеризует:
- конечную цель любой воплощенный идеи в бизнес;
- качество функционирования предприятия;
- наличие внутренних источников развития бизнеса и его капитализации;
- платежеспособность и кредитоспособность;
- привлекательность для инвестиций.
Существуют различные взгляды в научной литературе на понятие прибыли.
Так, С.И. Ожогов [10, с. 102] в своем толком словаре приводит такое понятие прибыли: «Прибыль - это разница между дохами или выручкой и расходами, направленными на производство товара.» Можно сказать, что данное толкование прибыли является обширным.
В большом экономическом словаре [8, с. 569] понятие прибыли расписано более полно: «Прибыль – это сумма, остающаяся от доходов с продажи товаров и услуг за минусом затрат на их производство и реализацию. Рассчитывается прибыль как разность между доходами от реализации произведенной продукции и суммой расходов, состоящей из факторов производства в экономическом выражении.»
Согласно словарю финансово-экономических терминов и определений [5, с. 32] «Прибыль - это категория в экономике, которая выражает финансовые результаты производственно-хозяйственной деятельности организации.»
Понятие прибыли было рассмотрено многими зарубежными и российскими авторами.
Такие классики экономической теории как А. Смит, Д. Риккардо [12 с 140] рассматривали «Прибыль как «нечто», что является возмещением для руководителя за риск, возникающим при товарообмене на деньги, за исключением оплаты всех расходов.»
Проводя параллель с российскими авторам и можно рассмотреть понятие «прибыли» автора И. А. Бланк [10, с. 356]: «Прибыль – есть чистый доход организации, полученный в процессе вложений капитала предпринимателя, выраженный в форме вознаграждения за риск производственно-хозяйственной деятельности. Эта категория представляет собой разность совокупных доходов и расходов предприятия».
Таким образом, рассмотрев различные взгляды зарубежных и российских автором на экономическую сущность понятия «прибыли», можно выделить два основных направления или подхода:
1. Прибыль как превращенной форма прибавочной стоимости.
2. Прибыль как доход, получаемый в процессе использования таких факторов производства, как труд, земля, капитал.
Таким образом, чистая прибыль организации формируется из прибыли до налогообложения, которая рассчитывается по данным бухгалтерского учета и величины налога на прибыль исходя из правил налогообложения.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абдукаримов И.Т. Анализ финансового состояния и финансовых результатов предпринимательских структур : учеб.пособие / И.Т. Абдукаримов, М.В. Беспалов. – М. : ИНФРА–М, 2020. – 214 с. – (Высшее образование: Магистратура).
2. Вахрушина М.А. Анализ финансовой отчетности: Учебник/ М.А. Вахрушина, 3–е изд., перераб. и доп. – М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА–М, 2019. – 432 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978–5–9558–0436–1
3. Воронина М.В. Финансовый менеджмент: Учебник для бакалавров / М.В. Воронина. - М.: Дашков и К, 2019. - 400 c.
4. Гарнов А.П. Анализ и диагностика финансово–хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / А.П. Гарнов – М.: НИЦ ИНФРА–М, 2020. – 365 с.: 60x90 1/16. – (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт) ISBN 978–5–16–009995–8
5. Дорман В.Н. Коммерческая организация. Доходы и расходы, финансовый результат [Электронный ресурс]: учебное пособие/ В.Н. Дорман–Екатеринбург: Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2019.– 108 c.
6. Канке А.А. Анализ финансово–хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / А.А. Канке, И.П. Кошевая, – 2–е изд., испр. и доп. – М.:ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА–М, 2019. – 288 с.: 60x90 1/16. – (Профессиональное образование) (О) ISBN 978–5–8199–0614–9
7. Романова А.Т. Экономика предприятия: Учебное пособие / А.Т. Романова. - М.: Проспект, 2019. - 176 c.
8. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : учебник / Г.В. Савицкая. – 6–е изд., испр. и доп. – М. : ИНФРА–М, 2019. – 378 с. – (Среднее профессиональное образование)
9. Скляренко В.К. Экономика предприятия: Учебное пособие / В.К. Скляренко, В.М. Прудников. - М.: Инфра-М, 2018. - 416 c.
10. Тихомиров Е.Ф. Финансовый менеджмент: Управление финансами предприятия / Е.Ф. Тихомиров. - М.: Academia, 2018. - 141 c.
11. Финансы предприятий: учебник для вузов по эк. спец./ Н.В. Колчина – М.: ЮНИТИ–ДАНА. – 2018. с. – 427 с.
12. Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа. / А.Д.Шеремет, Р.С.Сайфулин. – М.: Инфра–М, 2008. – 254 с.
13. Этрилл П. Финансовый менеджмент и управленческий учет для руководителей и бизнесменов / П. Этрилл. - М.: Альпина Паблишер, 2020. - 648 c.