Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В условиях нестабильной экономической ситуации в Российской Федерации, которая вызвана действующими санкциями, спорной кредитно-денежной, налоговой политикой государства, а также сложившейся неблагоприятной эпидемиологической ситуация в мире, большая часть субъектов хозяйственной деятельности волей-неволей должны работать принимая во внимание такие факторы, как: колебания курса рубля, рост уровня инфляции, повышение цен на сырье и ресурсы.
Главная цель любого коммерческого предприятия заключается в получении максимально возможной прибыли, которая является также вознаграждением за предпринимательскую деятельность и коммерческий риск. Прирост прибыли является основой для дальнейшего развития предприятия, закрепляет его взаимоотношения с контрагентами, дает возможность испробовать новые виды деятельности и расширить производственную мощь, решает проблемы социального характера и материального поощрения сотрудников.
Показатели деятельности субъекта экономических отношений играют важную роль в системе критериев оценки результативности предприятия, его деловых качеств, уровня финансового благополучия, степени устойчивости.
Для достижения конечного результата при наименьших затратах необходимо изучать источники получения доходов, но основным источником управления являются расходы и их принятие, поэтому очень важен такой этап анализа как маржинальный анализ себестоимости, прибыли и рентабельности коммерческой организации.
Целью работы является изучение маржинальный анализ себестоимости, прибыли и рентабельности коммерческой организации.
Маржинальный анализ себестоимости, прибыли и рентабельности коммерческой организации
Чтобы провести факторный анализ изменения маржинального дохода, необходимо действовать по плану. Во-первых, определить факторы, которые влияют на него: выручка и переменные затраты. Во-вторых, выбрать базисный период для сравнения: прошедший год или план на текущий. В-третьих, детализировать показатель по уровням аналитики. В-четвертых, рассчитать влияние факторов на изменение показателя.
На изменение маржинального дохода могут влиять вместе или по отдельности два фактора: выручка и переменные затраты – см. формулу 1.
(1)
где:
∆СМ - изменение маржинального дохода в анализируемом периоде по сравнению с базовым, руб.;
∆СМS - Изменение маржинального дохода в анализируемом периоде по сравнению с базовым из-за увеличения или уменьшения выручки, руб.; Рассчитывается по формуле 2
∆СМVC - Изменение маржинального дохода в анализируемом периоде по сравнению с базовым из-за увеличения или уменьшения переменных затрат, руб.; Рассчитывается по формуле 7
На первом этапе анализа нужно вычислить изменение маржинального дохода и каждого из факторов, которые на него влияют. Для примера результаты такого расчета можно представить как в таблице 1.
Таблица 1 - Изменение выручки, переменных затрат и маржинального дохода в текущем периоде по сравнению с базовым, тыс. руб.
№ п/п Показатель Базовый период – план Анализируемый период – факт Отклонения
(гр. 4 – гр. 3)
1 2 3 4 5
2 Выручка 16 800 21 050 4250
3 Переменные затраты 9120 10 655 1535
4 Маржинальный доход
(стр. 2 – стр. 3) 7680 10 395 2715
На основании данных, которые получите, можно сделать вывод о том, значительно ли изменился маржинальный доход и за счет чего – выручки или переменных затрат.
Поскольку выручку можно представить как произведение объема продаж и цены единицы продукции, а переменные затраты – как произведение объема продаж и переменных затрат на единицу продукции, в рамках факторного анализа стоит оценить влияние и этих факторов второго уровня на маржинальный доход.
Чтобы понять, как изменился маржинальный доход за счет роста или уменьшения выручки, можно использовать формулу 2.
(2)
где:
∆СМS - Изменение маржинального дохода за счет изменения выручки, руб.;
V1 - Объем продаж в анализируемом периоде, нат. ед.;
P1 - Цена единицы продукции в анализируемом периоде, руб./ед.;
V0 - Объем продаж в базовом периоде, нат. ед. ;
P0 - Цена единицы продукции в базовом периоде, руб./ед. .
Затем по отдельности необходимо определить, как повлияли объем реализации и цена единицы продукции на изменение выручки.
Чтобы оценить воздействие объема продаж без учета влияния цены, можно воспользоваться формулой 3.
(3)
где:
∆Sv - Изменение выручки из-за влияния объема продаж, руб.;
V1 - Объем продаж в анализируемом периоде, нат. ед. ;
V0 - Объем продаж в базовом периоде, нат. ед.;
P0 - Цена единицы продукции в базовом периоде, руб./ед. ;
Чтобы оценить, как отразилось изменение цены единицы продукции на выручке, без учета влияния объема продаж, стоит использовать формулу 4.
(4)
где:
∆Sp - Изменение выручки из-за влияния цены единицы продукции, руб.
V1 - Объем продаж в анализируемом периоде, нат. ед. ;
P1 - Цена единицы продукции в анализируемом периоде, руб./ед. ;
P0 Цена единицы продукции в базовом периоде, руб./ед. ;
Если нужно оценить изменение выручки от реализации нескольких видов продукции – номенклатурных позиций или групп, необходимо использовать один из подходов.
1. Анализируйте индивидуально каждую номенклатурную позицию или группу продукции. Если у компании большой ассортимент, то такие расчеты трудозатратны и требуют автоматизации.
2. Используйте среднюю за период цену, рассчитанную по формуле 5. Объем продаж при этом – общий за период.
(5)
где:
PA - Средняя цена за анализируемый или базовый период, руб./ед.;
S - Выручка за анализируемый или базовый период, руб. ;
V - Объем продаж за анализируемый или базовый период, нат. ед. ;
Предположим, цены на виды продукции несопоставимы: например, цены за 1 л молока и 1 кг масла, за один пакет молока и одну пачку масла. Тогда для анализа продукцию можно объединить в группы, соизмеримые по натуральным показателям. К примеру, в группу «Молоко 1 л» можно включить всю продукцию данного объема, но с разной жирностью и продолжительностью хранения. Дальнейший анализ предстоит проводить по выделенным группам, используя в расчетах общий за период объем продаж по каждой группе.
3. Применяйте средневзвешенную цену – общую по всей номенклатуре или рассчитанную для каждой из выделенных групп. Объем продаж – общий за период, всего или для каждой группы. Смотрите формулу 6.
(6)
где:
PWA - Средневзвешенная цена за анализируемый или базовый период, руб./ед. ;
PGi - Цена i-й группы продукции, всего n групп, руб./ед. ;
wi - Удельный вес i-й группы продукции в общем объеме продаж в натуральном выражении, ед. или % ;
Как оценить влияние изменения переменных затрат на маржинальный доход
Определить, как изменился маржинальный доход из-за роста или уменьшения переменных затрат, можно по формуле 7.
(7)
где:
∆CMVC - Изменение маржинального дохода за счет изменения переменных затрат, руб. ;
V1 - Объем продаж в анализируемом периоде, нат. ед. ;
VC1u - Переменные затраты на единицу реализованной продукции в анализируемом периоде, руб./ед. ;
V0 - Объем продаж в базовом периоде, нат. ед ;
VCu0 - Переменные затраты на единицу реализованной продукции в базовом периоде, руб./ед. .
Чтобы оценить, как отразилось изменение объема продаж на общей сумме переменных затрат, без учета влияния удельной переменной себестоимости, можно воспользоваться формулой 8.
(8)
где:
∆VCv - Изменение переменных затрат из-за влияния объема продаж, руб.;
V1 - Объем продаж в анализируемом периоде, нат. ед. ;
V0 - Объем продаж в базовом периоде, нат. ед. ;
VCu0 - Переменные затраты на единицу реализованной продукции в базовом периоде, руб./ед. ;
Чтобы определить, как повлияло на общую сумму переменных затрат изменение удельной переменной себестоимости, без учета влияния объема продаж, стоит использовать формулу 9.
(9)
где:
∆VCu - Изменение переменных затрат из-за удельной переменной себестоимости, руб. ;
V1 - Объем продаж в анализируемом периоде, нат. ед. ;
VC1u - Удельная переменная себестоимость реализованной продукции в анализируемом периоде, руб./ед. ;
VC0u - Удельная переменная себестоимость реализованной продукции в базовом периоде, руб./ед. ;
Если анализируете изменение переменных затрат по нескольким видам продукции, нужно выбрать один из трех подходов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бернстайн, Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация: Пер. с англ. / Научн.ред. И.И. Елисеева. Гл. ред. серии проф. Я.В. Соколов. – М.: Финансы и статисти¬ка, 2018. – 624с.
2. Гиляровская Л. Т. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческих организаций: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2018. – 312 c.
3. Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности: Учеб. пособие. – М.: Дело и Сервис, 2017. – 506 c.
4. Кравченко, Л.И. Анализ хозяйственной деятельности: Учебник / Л.И. Кравченко. – 6–е изд. – М.: Новое знание, 2018. – 526 с.
5. Любушин, Н.П. Анализ финансового состояния организации: Учеб. пособие. – М: ЭКСМО, 2018. – 289 c.
6. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / Г.В. Савицкая. – 7–е изд., испр. – Минск.: Новое знание, 2021. – 704 с.
7. Селезнева, Н. Н. Финансовый анализ: учебное пособие – М.: Финансы и статистика, 2019. – 237 с.
8. Финансы организаций: менеджмент и анализ: учеб. пособ. / Н. Б. Клишевич. – М.: КНОРУС, 2019. – 304 с.
9. Шеремет, А.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник. М: ИНФРА-М, 2019. 374 с.
10. Экономический анализ (Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности): Учеб. пос. / Л.Е. Басовский, А.М. Лунева, А.Л. Басовский; Под ред. Л.Е. Басовский. М.:НИЦ ИНФРА-М, 2015. 222 с.