Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Как социально-философский термин «маргинальность» появился в 1928 году Робертом Парком для обозначения ситуации, когда иммигранты не способны адаптироваться к новым условиям жизни.
Маргинальность подразумевает под собой понятие, которое обозначает промежуточность положения человека между различными социальными группами. Этот факт отражается на его психике, потому что в целом маргинальность приводит к появлению чувства беспокойства и некой растерянности. Группа маргиналов – группа, отвергающая традиции культуры, в которой находится в данный момент и ставит свою систему норм выше.
В условиях расширения и углубления международных контактов изучение проблемы маргинальности приобретает большую актуальность.
В сознании личности, при таком огромном количестве разной информации для разных слоев государств и народов переплетаются элементы нескольких культур одновременно. Элементы при этом могут быть противоречащими друг другу. Это может привезти даже к раздвоенности этнической принадлежности.
Сейчас в мире наблюдается смена ценностей, традиций социума. Часто можно увидеть стирание этнических границ, структур общества как итог научно-технического прогресса. Формируются различные процессы общества. Маргинализация актуальна и потому, что затрагивает многие процессы, что инициируют тяжелые последствия для населения, что уже потеряли прежний статус и уровень жизни. С другой стороны, маргинализация приводит к созданию новых отношений и социальных групп. Как правило, маргинализация ассоциируется с нестабильностью. Значит, для роста экономики, важно предусматривать и принимать нужные меры по сглаживанию этих процессов.
В каждый исторический, временной период существовали свои маргиналы. Это и иммигранты, кто боролся за существование в чужой стране. Это и те, кто находится в своем государстве, но, по каким-то причинам, располагается за границами социума. Это и бунтарь-одиночка, не принимающие порядки социума. В литературе маргинал описывается часто как «лишний человек». «Лишний человек» является одним из основных типов русской литературы. Он был «сконструирован» в XIX веке, и остается актуальным и сейчас, поскольку встречается и в современных произведениях. Так, А. Иванов в романе «Географ глобус пропил» демонстрирует нам героя – «лишнего человека». Так, Виктор Сергеевич Служкин – типичный представитель своего времени. В этом образе мы видим русского интеллигента, со своей философией. Служкин – учитель, попирающий принципы традиционного образования. Он – муж и отец. Его положение в социуме является типичным для того времени – девяностых. Это было время неопределенности и развала. Люди тогда испытывали растерянность, чувство саморазрушения, потерю ценностных ориентиров, утрату любви и доверия к родине. Это и потеря идентичности, защищенности и надежности. Это утрата индивидом духовного опыта, утрата ценности книг, образа идеальности и сильного духом человека . «Лишний человек» в меру образован, но это образование – или незавершенное, или невостребованное. Часто у такого героя есть кризис религиозности, но он сохраняет свои моральные ценности. «Убежищем» для такого человека становится внутренний мир в противовес конфликтам с близкими. Такой образ является адаптивным, в зависимости от писателя и эпохи.
Маргинал – это воплощение временных противоречий, образ изменения отношений в социуме.
Целью данной работы является рассмотрение проблем маргинализации в современном обществе.
1 Маргинализация: сущность, причины. История маргинализации в России: XX в
Причины, по которым маргинальность может появиться:
1) Незавершенность социального перемещения
2) Потеря работы или же материального благополучия
3) Утрата общепринятых норм
К следствиям маргинальности можно отнести:
1) Появление чувства беспокойства;
2) Кризис доверия людям;
3) Девиантное поведение;
4) Изменение социального статуса.
Маргинальность особенно развивается в те моменты, когда происходят социальные катаклизмы. Структура общества теряет прочность, вследствие чего появляются новые слои населения, у которых свое понятие o жизни. Не каждый способен найти себя в этих условиях.
Роберт Парк (введший определение маргинальности)считал первыми маргиналами евреев. Им представилась возможность после средневековья участвовать в культурной жизни народов, среди которых они обитали. Появился тип личности – культурный гибрид. Под этим понятием подразумевается вынужденно живущий по новым укладам и традициям человек, который не хотел бы расставаться со своим прошлым и традициями и так же не был принят полноправно в новое общество, в котором он существует теперь. То есть, как уже было сказано, это человек, который находится на грани двух культур, особо никуда не смешивающийся.
Как в целом происходит в принципе перемешивание мировоззрений и приход к маргинальности. Индивид формируется в семье и своем кругу общения как личность.Роберт Парк ввел понятие в оборот, однако сама постановка проблемы принадлежит Герогу Зиммелю. Существует маргинальность разных видов. Последующие исследования Уильям Грэма Самнера и Стоунквиста показали это. Кроме культурной маргинальности выделяют социальную, структурную, ролевую и другую виды. Здесь приемлемо анализировать теоретико-методологические обобщения Макса Вебера, Карла Маркса, Эриха Фромма, заключающиеся в том, что маргинальность коррелирует с понятиями «отчуждение», «одиночество».
Стоит отметить, что маргинальный человек в наше время – само воплощение противоречия, символ трансформации общественных отношений. С одной стороны, факт маргинальности болезненный, a с другой – шанс создания новых образов социального поведения и политики. Связывание будущего и прошлого.
Самое удивительное в том, что любой может стать маргиналом в силу неопределенности его социального статуса, неустойчивости психики и случайностей в жизни. В той или иной мере человек может быть в большинстве, a может в меньшинстве – богатый или бедный, старый или молодой, женщина или мужчина, это все очень многогранно и запутанно. За эталон личности принято нечто такое, что обусловлено конкретными причинами или же интересами властей, национальными традициями. Смешивание нормы и патологии неизбежно, a учитывая, что нормы у каждого свои – вопрос становится еще сложнее. Этот сдвиг в сознании человека приводит к расширению представлений o человеческом бытие. Таким образом маргинальность, с другой стороны, полезна, потому что способна показать масштаб всего «человеческого» в человеке.
Фрагмент для ознакомления
3
1) В РАН заявили о возросшей в два раза за три года «утечке мозгов» // РБК. 29.03.2018. URL: https://www.rbc.ru/society/29/03/2018/5abcc9f59a7947e576977387 (дата обращения: 02.03.2022).
2) Воробьева О.Д., Гребенюк А.А. Эмиграция из России в конце ХХ – начале XXI века: аналитический доклад. М.: Комитет гражданских инициатив, 2016.
3) ВЦИОМ: Эмиграционные настроения россиян–2018 // ВЦИОМ. 02.07.2018. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9187 (дата обращения: 02.03.2022)
4) Гринберг Р., Потребности и ресурсы // Знание-сила. — 2019. — № 4. — С. 53-60
5) Ермакова С. Н. Дауншифтинг: социально-психологический феномен //Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 6 (112). С . 97-107
6) Иванов А.В. Географ глобус пропил. М.: АСТ, 2014
7) Клячко Т., Авраамова Е., Логинов Д., Полушкина Е., Семенова Е. Трудоустройство молодежи. Готова ли молодежь менять место проживания ради хорошей работы? М.: РАНХиГС, 2018 URL: https:// www.ranepa.ru/images/News/2018-04/04-04-2018-1-monitoring.pdf (дата обращения 02.03.2022)
8) Левада-центр: Эмиграционные настроения россиян. 16.06.2017. URL: https://www.levada.ru/cp/wp-content/uploads/2017/06/Emigratsiya_tabl..pdf (дата обращения: 02.03.2022)
9) Ребель Г. М., Чему учит Географ : роман перм. писателя А. Иванова "Географ глобус пропил" // Литературное краеведение Прикамья : материалы науч.-практ конф. 25 апр. 2006. Пермь, 2006.
10) Роговая А. В., Левченко Н. В. Образование, занятость и досуг как факторы миграции молодёжи из малых городов// Регионоведческие исследования. 2020. No 4. С. 23-30
11) Тихонова Н. Е., Особенности идентичностей и мировоззрения основных страт современного российского общества // Мир России. — 2020. — № 1. — С. 6-10
12) Эксперты РАНХиГС рассказали об усилившейся утечке мозгов из России // РБК. 23.01.2018. URL: https://www.rbc.ru/society/23/01/2018/5a673f129a794712579d7dbe (дата обращения: 02.03.2022)