Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Одним из необходимых условий роста конкурентоспособности экономики и обеспечения устойчивого развития является повышение эффективности государственного управления за счет совершенствования методов бюджетирования, перехода от "планирования ресурсов" к "планированию результатов". Направленность управления на достижение конкретных результатов предопределяет повышение роли и места программно-целевых методов управления.
Важным инструментом выступают целевые программы, позволяющие в рамках программно-целевого метода объединить усилия для комплексного и системного решения среднесрочных и долгосрочных проблем экономической политики страны. Целевые программы являются в настоящее время основным, и, по существу, единственным отработанным и эффективно действующим инструментом программно-целевого планирования.
Цель исследования– анализ программы «Поддержка и развитие дошкольного образования в Челябинской области» и оценка ее исполнения.
Задачи исследования:
– рассмотреть особенности разработки реализации и оценки эффективности программы в области;
- составить перечень программ в области поддержки и развития, разрабатываемых в Челябинской области за последние 10-15 лет;
- перечислить нормативно-правовую базу ЦКП;
- определить состояние объекта программы «Поддержка и развитие дошкольного образования в Челябинской области» в субъекте Федерации в настоящее время;
- дать общую характеристику программы «Поддержка и развитие дошкольного образования в Челябинской области»;
- провести анализ реализации программы «Поддержка и развитие дошкольного образования в Челябинской области».
1. Особенности разработки реализации и оценки эффективности программы в области поддержки и развитии дошкольного образования
Целевая комплексная программа (ЦКП) - директивный и адресный документ, представляющий собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, производственных, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и других заданий и мероприятий, направленный на реализацию определенной народнохозяйственной проблемы .
Реализация целевой комплексной программы требует согласованного участия ряда отраслей, ведомств и организаций. Среди требований, которым должна отвечать цель, выдвинутая в ЦКП, выделяются конкретность, реальность и контролируемость.
Конкретность цели подразумевает результаты, имеющие количественное выражение, на достижение которых направлена ЦКП.
Реальность цели означает их практическую достижимость к определенному сроку.
Контролируемость предусматривает возможность осуществления контроля за ходом реализации цели. Достижение цели предполагает решение целого ряда задач, поэтому в ЦКП цель разбирается на подцели и формируется «дерево целей».
Кроме целевой направленности к числу наиболее характерных особенностей целевой комплексной программы относятся:
- высокая степень комплексности;
- ориентация на выполнение конкретной общественно необходимой функции;
- четкая адресность заданий;
- детальная привязка к отраслевым и региональным планам;
- приспособленность к экономико-математическому моделированию и др.
Классификация ЦКП осуществляется по следующим основным признакам: по уровню, составу, сферы влияния и реализации; по характеру и специфике проблем и целей; по срокам выполнения.
По уровню, составу, сферы влияния и реализации выделяют такие программы: межгосударственные, государственные, межотраслевые, отраслевые, межрегиональные, региональные, локальные.
По характеру и специфике проблем и целей различают программы:
- Социально-экономические, направленные на решение проблем развития и совершенствования образа жизни, повышение материального и культурного уровня населения, улучшение производственных и социальных условий труда и отдыха, рост масштабов и эффективности функционирования общественного сектора и т. п.
- Производственные, ориентированные на увеличение производства определенных видов продукции (работ, услуг), развитие прогрессивных производств, повышение качественных характеристик продукции, рост эффективности использования ресурсов.
- Научно-технические, нацеленные на развитие научных исследований, решение проблем разработки и внедрения в практику новейшей техники и технологии.
- Экологические, направленные на ресурсосбережение, осуществление природоохранных и природоперетворювальних проектов.
- Институциональные, ориентированные на совершенствование организации управления хозяйственными системами, трансформацию отношений собственности.
- Региональные, нацеленные на хозяйственное освоение новых районов, преобразование структуры экономики сформированных социально-экономических комплексов регионов.
По срокам выполнения программы разделяют на:
- долгосрочные (рассчитанные на период 5-10 лет);
- среднесрочные (1-5 лет);
- краткосрочные (до 1 года).
Эта классификация обусловлена характером целей, на достижение которых направлено программу.
Долгосрочные программы направлены на достижение стратегических целей. Как правило, достижение стратегической цели — это длительный процесс, связанный с существенными структурными сдвигами в экономике, которые через инерционность экономики нельзя осуществить быстро.
Среднесрочные программы решают тактические задачи.
Краткосрочные программы направлены на решение текущих проблем (оперативных целей).
Разработка и реализация ЦКП требующие выполнения определенной совокупности работ (мероприятий), связанных с технико-экономическим обоснованием, планированием, производством, финансированием и т.п. Совокупность мероприятий, предусмотренных программой, для удобства рассмотрения можно сгруппировать в два блока: основной деятельности и ее обеспечения.
К основной деятельности относятся: прединвестиционные исследования, планирование, разработка проектно-сметной документации, заключения контрактов, капитальный ремонт, строительно-монтажные работы, техническое перевооружение, реконструкция, производство, предоставление услуг, ввод в эксплуатацию объектов и т. п.
Деятельность по обеспечению включает организационное, правовое, кадровое, финансовое, материально-техническое, маркетинговое, информационное обеспечение.
Каждая ЦКП, независимо от ее сложности, объемов финансирования и масштабов работ, находится в различных состояниях: от состояния, когда программы еще нет, до состояния, когда программы уже нет. Промежуток времени от момента возникновения программы до момента ее ликвидации называется жизненного цикла ЦКП. Согласно существующей практике состояния, через которые проходит ЦКП, называют этапами (фазами, стадиями) ЦКП. В свою очередь, каждый этап может подразделяться на - подэтапы (под-фазы).
Согласно системному подходу и основных принципов программно-целевого планирования (целевая направленность на достижение конечных результатов, комплексность, альтернативность, управляемость) предшествующего этапов разработки и реализации ЦКП осуществляется по следующей схеме.
1. Отбор перечня проблем, подлежащих программном решению.
2. Формирование и выдача выходного задание на разработку программы.
3. Разработка проекта программы.
4. Утверждение программы.
5. Реализация программы.
6. Отчет о выполнении программы.
Разработка ЦКП с использованием программно-целевого метода осуществляется в определенной последовательности :
1) Составляется перечень важнейших проблем. Выделяется определенная проблема и выдается исходное задание на разработку программы для ее решения, в котором определяются цели программы, лимиты ресурсов, участники реализации программы и другая необходимая информация.
2) На втором этапе выдается задание на разработку программы для решения определенной проблемы (анализ ограничений проблемы). В нем отражаются цели программы, лимиты ресурсов, участники и сроки реализации программы. На этом этапе конкретизируются параметры, характеризующие цели программы и определяются задачи ее реализации по отдельным периодам. Генеральная цель разукрупняется на подцели.
3) Формируются состав заданий и комплекс мероприятий для реализации программы. Состав основных заданий программы устанавливается исходя из построенной иерархии целей. По каждому из заданий разрабатываются последовательные этапы их выполнения.
4) На четвертом этапе предполагается расчет основных показателей и ресурсного обеспечения программы. Определяются затраты материальных, трудовых, финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы. Формируются перечни материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей. На этом этапе производится расчет эффективности реализации программы.
5) Пятый этап является заключительным. Он связан с формированием программных документов, согласованием и, при необходимости, с утверждением программы.
Программы увязываются по времени, по ресурсам и исполнителям. Обычно охватывается ряд отраслей, регионов, которые должны обеспечивать решение наиболее важных задач. Задания по выполнению программы, рекомендации доводятся до соответствующих министерств и ведомств.
При разработке комплексной и функциональных программ нужно руководствоваться идеями, общим замыслом концепции регионального развития. В концепции заложены критерии отбора и ранжирования территориальных проблем, поставлены главная цель и цели других порядков. Руководствуясь концептуальными положениями, для каждого региона разрабатываются комплексная и функциональные целевые программы. Комплексная программа направлена на решение узловой социально-экономико-экологической проблемы, функциональные - на решение частных проблем: социальных, экологических, экономических и т.д.
Комплексные целевые программы отличаются долгосрочностью и призваны решить задачи региональной политики. Их выполнение позволит улучшить условия, повысить уровень и качество жизни населения, осуществить кардинальные структурные изменения, увеличить эффективность региональной экономики и социальной сферы, обеспечить социально-экономическую и экологическую безопасность, рациональное природопользование.
Целевые программы разрабатываются в виде единого документа, который обычно включает следующие разделы:
- Содержание проблемы и необходимость её решения программно-целевыми методами.
- Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы.
- Совокупность программных мероприятий.
- Ресурсное обеспечение программы.
- Механизм реализации программы.
- Организация управления программой и контроль за ходом её реализации.
- Оценка ожидаемой эффективности, социальных, экономических, экологических последствий от выполнения программы.
- Паспорт программы.
Схематическая модель целевой комплексной программы развития регионов состоит из пяти блоков: целевого, ресурсного, процессуального, координирующего и обеспечивающего.
Целевой блок включает анализ проблемной ситуации и определение целей первого, второго и последующих порядков. Проблемная ситуация, выявленная в концепции территориального развития, анализируется и диагностируется. Актуальность проблем служит основой для определения порядка целей. Для этого строится «дерево целей» - ориентированный граф, который позволяет учесть взаимообусловленность целей и очерёдность их достижения.
Ресурсный блок отражает внутренний потенциал региона и включает природно-ресурсные, биоэкологические, производственные, демографические, социальные, инновационные, инвестиционные и другие факторы. На основе анализа первичной информации и диагностических расчётов разрабатываются материальные, финансовые, трудоресурсные