Фрагмент для ознакомления
2
В современной науке использование методов социологической науки в управленческой деятельности, в процессе разработки и принятия управленческих решений, при оценке их практической эффективности. Это касается, прежде всего, принятия решений, затрагивающих коренные интересы широких слоев общества, а значит всего, что охватывается понятием экономической, правовой, социальной, национальной, экономической, культурной, образовательной и других сфер политики. . Отсюда повышенная потребность в кадрах различной профессиональной направленности в получении необходимого минимума социологических знаний, овладении основными методами и приемами проведения прикладных социологических исследований, правил интерпретации полученных результатов. Отсюда повышенный спрос на учебно-методическую литературу по социологии, для выяснения истоков ее возникновения, развития и возможностей применения в современной практике социального управления.
Знание методов сбора и анализа социальной информации является необходимой компетенцией любого современного специалиста. Практически во всех сферах человеческой деятельности, будь то экономика, политика, социальная сфера, государственное и муниципальное управление, необходимо выявлять причинно-следственные связи между различными явлениями. Анализ и поиск решения любой проблемной ситуации начинается со сбора данных о происходящем, мнений, оценок участников событий. В условиях массовой компьютеризации знание принципов обобщения и обработки собранных данных является существенным преимуществом для любого специалиста в данной области.
Актуальность работы обусловлена высокой значимость методов социального исследования, планирования и прогнозирования в экономике и общественных науках в рамках сближения различных наук.
Целью работы является анализ методов сбора первичной социологической информации, а также показателей оплаты труда и минимального потребительского бюджета.
Задачи исследования:
1. Анализ методов сбора первичной социологической информации;
2. Анализ показателей потребительского бюджета;
3. Анализ показателей минимального потребительского бюджета.
Методы исследования: наблюдения, количественного исследования, социально-экономического анализа, социального прогнозирования.
РАЗДЕЛ 1. МЕТОДЫ СБОРА ПЕРВИЧНОЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Прогнозирование соотносится с более широким понятием — предвидением. Предвидение опережает отражение действительности и основано на познании законов природы, граждан и мышления. Предвидение имеет различные формы проявления :
- предчувствие (простое предвосхищение), свойственное живому организму;
- предвидение (комплексное предвидение) - вид интеллектуальной деятельности человека, размышление о будущем на основе личного опыта;
- прогноз - анализ перспектив явления. Прогнозирование - это научное предвидение - вывод из закономерностей разработки природы и граждан, открытых наукой.
В влияния от степени конкретности и характера воздействия на ход изучаемых процессов различают будущие формы научного предвидения: гипотеза, прогноз, план.
Гипотеза характеризует научное предвидение, основанное на общей теории, т.е. исходным основанием для построения гипотезы выступает теория и открытые на ее основе закономерности и причинно-следственные связи функционирования и разработки изучаемых объектов. На уровне гипотез дается их качественная характеристика, выражающая общие закономерности поведения.
Под прогнозом понимается система научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его разработки. Прогноз по сопоставлению с гипотезой гораздо надежнее, так как основывается не только на качественных, но и на количественных показателях и поэтому дает количественно оценить будущее облик объекта. Предсказание выражает предвидение на уровне конкретной прикладной теории, поэтому оно более достоверно по сопоставлению с гипотезой. В то же время прогноз неоднозначный, вероятностный и многофакторный. Процесс разработки прогноза называется прогнозом.
Планирование – это процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. На практике это реализуется посредством разработки планов. Его отличительной чертой выступает специфичность показателей, их определенность во времени и количестве.
План представляет собой документ, содержащий систему показателей и комплекс различных мероприятий по решению социально-экономических задач. В нем отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники их обеспечения, порядок и сроки.
Формы предвидения тесно связаны в своих проявлениях друг с другом и представляют собой последовательные, конкретные ступени познания поведения объекта в будущем. Исходным началом этого процесса выступает общенаучное предсказание состояний объекта; завершающий этап — разработка методик приведения объекта в новое заданное для него облик. Важнейшим средством для этого выступает прогноз как связующее звено между общенаучным предвидением и планом.
Прогноз и план дополняют друг друга. Формы связи прогноза и плана могут быть самыми различными: прогноз может предшествовать разработке плана (в большинстве случаев), следовать за ним (прогноз последствий принятого в плане решения), осуществляться в процессе разработки плана, играют роль плана самостоятельно, особенно в масштабных экономических системах (регион, государство), когда невозможно дать точное выявление показателей, т. е. план приобретает вероятностный характер и практически превращается в прогноз .
Прогнозирование экономических процессов выполняется в тесном единстве с другими видами прогнозирования: социальным, политическим, демографическим, научно-техническим, разработки природно-ресурсной базы и др.
При разработке плана необходимо соблюдать ряд важных требований.
1. Оптимальность, подразумевающая такой вариант плана, когда требования к ресурсам наименьшие, а конечный результат наилучший по финансовым и другим критериям и, как правило, сроки проведения мероприятия минимальны.
2. Определенность, при которой установленные показатели и другие условия должны быть конкретизированы масштабом и сроками реализации, выступает обоснованной и выполнимой.
3. В плане должны быть четко определены цели и задачи. План оформляется в виде специального документа. После его принятия соответствующим руководящим органом начинается организационная работа по практической реализации плана. При этом крайне важно обеспечить полное и согласованное выполнение намеченных действий всеми участниками процесса, так как любое отклонение в каком-либо из звеньев технологической цепочки повлияет на последующий и общий конечный результат, т.е. в результате задача не будет реализована .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антропов В.В. Минимальный потребительский бюджет как инструмент государственной социальной политики за рубежом// Экономика. Налоги. Право. 2018. № 6. С:85-96.
2. Горшков М.К., Шреги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы: интерактивное учебное пособие. – М: Институт социологии РАН, 2017. 372с.
3. Каташинских В.С. Методы сбора социальной информации: учеб. пособие/ В.С. Каташинских; [науч. ред. Ю. Р. Вишневский]; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. 124 с.
4. Орловский, Ю. П., Кузнецов, Д. Л., Черняева, Д. В. Правовое регулирование минимальной оплаты труда. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». –М: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. – 43 с.
5. Рахманова Ю.А. Методы социологического исследования: учебное пособие. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2021. 124с.
6. Величина прожиточного минимума. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/vpm (Дата обращения: 07.06.2022)
7. Минимальный размер оплаты труда. Система Гарант. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/10180093/ (Дата обращения: 07.06.2022)
8. Размер минимальной заработной платы в субъектах РФ. Контур Норматив. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=41&documentId=249933 (Дата обращения: 07.06.2022)