Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Налоговая политика в современных условиях является одним из наиболее значимых инструментов повышения конкурентоспособности экономики Российской Федерации. Она должна обеспечить возможность осуществления модернизации российской экономики и поддержания необходимого уровня доходов бюджетной системы в условиях преодоления негативных последствий мирового финансового кризиса.
1. Сущность и задачи налогового контроля
налоговый контроль - это контроль налоговых органов за соблюдением налогового законодательства, в том числе за правильностью расчета, полной и своевременной уплатой налогов (сборов, страховых взносов) плательщиками и налоговыми агентами (п. 1 ст. 82 НК РФ).
Налоговые органы вправе проводить целый комплекс мероприятий для контроля за исполнением налогового законодательства.
Сюда можно отнести как проверки (камеральную и выездную), так и те мероприятия, которые проверяющие могут проводить внутри этих проверок (к примеру, осмотр помещений) или отдельно от них (например, налоговый мониторинг).
Налоговые органы вправе (п. 1 ст. 82 НК РФ):
• проводить налоговые проверки - камеральные и выездные (ст. 87 НК РФ). Это одна из наиболее эффективных форм налогового контроля;
• истребовать документы у плательщиков или налоговых агентов в рамках проверки (выездной или камеральной) (ст. 88, п. 12 ст. 89, п. 1 ст. 93 НК РФ);
• истребовать документы и информацию у контрагентов проверяемого лица (третьих лиц), то есть проводить так называемую встречную проверку (ст. 93.1 НК РФ);
• истребовать документы и информацию у контрагента или иных лиц, касающиеся деятельности организации, в отношении которой проводится налоговый мониторинг (п. 1 ст. 93.1 НК РФ);
• истребовать у организации (ИП) документы и информацию о ее имуществе, имущественных правах и обязательствах, если в течение 10 дней не исполнено решение о взыскании с нее недоимки, превышающей 1 млн руб. Если лицо не представит эти документы, инспекция вправе истребовать их у иных лиц (п. 2.1 ст. 93.1 НК РФ);
• запрашивать у госорганов и учреждений информацию, связанную с учетом организаций и физлиц, и у банков сведения об их счетах и некоторые иные документы (информацию) (п. 13 ст. 85, п. п. 2, 2.1 ст. 86 НК РФ);
• получать пояснения плательщиков и налоговых агентов, в том числе путем вызова в инспекцию. Причем налоговый орган может вызвать по любым вопросам, которые связаны с уплатой налогов, сборов, страховых взносов. Например, чтобы получить пояснения в рамках камеральных или выездных проверок (пп. 4 п. 1, п. 2.1 ст. 31 НК РФ, п. п. 2.1, 2.2 Письма ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837);
• проводить осмотр территорий, помещений, предметов и документов. Его проводят в присутствии понятых и оформляют протоколом (ст. 92 НК РФ). Осмотр в связи с неисполнением в течение 10 дней решения о взыскании с организации недоимки, превышающей 1 млн руб., налоговый орган вправе провести только с ее согласия и не более одного раза по одному решению о взыскании (п. 1 ст. 92 НК РФ);
• проводить налоговый мониторинг. Эту форму налогового контроля применяют к достаточно крупным организациям. Налоговый мониторинг возможен исключятльно на добровольной основе, по заявлению организации и решению налогового органа (п. п. 2, 3 ст. 105.26 НК РФ). При проведении данной формы налогового контроля проверяющие получают доступ к данным бухгалтерского и налогового учета организации. Таким образом, налоговый контроль ведется непрерывно;
• осуществлять налоговый контроль в иных формах, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, как в рамках камеральной или выездной проверки, так и вне рамок проверок.
•
2. Страховые взносы
Страховыми взносами на ОПС, ОМС, ВНиМ и травматизм облагаюте все выплаты по трудовым договорам, связанные с работой в вашей компании, - зарплату, премии, отпускные, компенсацию за задержку зарплаты (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ).
Доход работнику в натуральной форме тоже облагают взносами. Так, например, надо платить взносы с оплаты стоимости лечения работника (Письмо Минфина от 21.03.2017 N 03-15-06/16239).
Не облагают взносами на ОПС, ОМС, ВНиМ и травматизм:
• любые выплаты людям, которые у вас не работают. То есть тем, с кем у вас нет ни трудового договора, ни гражданско-правового договора подряда или оказания услуг. Так, не надо начислять взносы на выплаты бывшим работникам - пенсионерам (Письмо Минфина от 30.01.2019 N 03-15-06/5304);
• выплаты работникам, которые не связаны с их работой. Например, плату за аренду имущества у работника, подарки;
• пособия по больничным и другие выплаты, перечисленные в ст. 422 НК РФ.
Все страховые взносы - на ОПС, ОМС, ВНиМ и травматизм - начисляют по итогам каждого месяца. Правила расчета для всех взносов одинаковы.
Основные тарифы взносов на 2022 г. - те же, что и в 2021 г.
Субъекты малого и среднего предпринимательства платят взносы по пониженным тарифам с выплат, превышающих МРОТ.
Предельная база на 2022 г. по взносам на ОПС - 1 565 000 руб., на ВНиМ - 1 032 000 руб. (Постановление Правятльства от 16.11.2021 N 1951).
Заключение
Несмотря на имеющиеся проблемы, за последние годы выросла результативность основной формы налоговых мероприятий - выездных налоговых проверок. В целом имеет место тенденция развития и повышения эффективности государственного налогового контроля, что позволяет обеспечивать пополнение доходной части бюджета страны.
Экономическая безопасность страны во многом определяется эффективностью ее налоговой системы. Взимаемые с юридических и физических лиц налоги и сборы формируют доходную часть бюджета. Согласно данным официальных источников в России федеральный бюджет создается в основном за счет налоговых поступлений. К налоговым поступлениям относятся предусмотренные Налоговым кодексом РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. В 2017 г. налоговые поступления составили 53,4% доходов консолидированного бюджета, в 2018 г. - 60%, в 2019 г. - 58,3% от всего дохода государства, в 2020г. - 62,9%, в 2021г. - 72,3%.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Гетьман В.Г. Совершенствование правовой базы по страховым взносам на травматизм // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2021. N 12. С. 2 - 10.
2. Гущина И.Э., Гаджиев С.М. Налоговый мониторинг - форма контроля и взаимодействия с налоговыми органами // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2021. N 7. С. 19 - 26.
3. Зырянова Т.В., Манакова Е.В. Особенности внутреннего налогового контроля на предприятиях, применяющих упрощенную систему налогообложения // Финансы. 2020. N 9. С. 31 - 39.
4. Коркина Г.М., Смирнова О.П. Актуальные аспекты развития налогового контроля // Международный бухгалтерский учет. 2019. N 9. С. 1008 - 1022.
5. Манкина О.С. Страховые взносы на ОПС по доптарифам: мнения чиновников, позиции судов // Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение. 2021. N 10. С. 35 - 41.
6. Медведев А.Н. Осмотр помещений налогоплательщика как форма налогового контроля // Бухгалтерский учет. 2020. N 1. С. 102 - 106.
7. Смирнова Е.Е., Давлиева С.Н. Развитие налогового контроля в цифровой экономике (на примере НДПИ) // Финансы. 2020. N 2. С. 36 - 41.
8. Снегирев А.Г. Исчисление страховых взносов в 2021 году малым предприятием, применяющим УСНО // Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение. 2021. N 8. С. 51 - 54.
9. Спицына Т.В. Совершенствование налогового контроля - 2021 // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2021. N 3. С. 51 - 60.
10. Типовая ситуация: Как начислить страховые взносы с зарплаты // Издательство "Главная книга", 2022
11. Шмелев Ю.Д. Налоговый контроль за расходами физических лиц как инструмент противодействия коррупции // Финансы. 2020. N 6. С. 31 - 35.