Фрагмент для ознакомления
2
Домашняя контрольная работа
ВАРИАНТ 7
Задание 1. Теоретический вопрос. Инвентаризация незавершенного производства и расходов будущих периодов.
Инвентаризация в бухгалтерском учете – это проверка того, совпадают ли учетные данные с реальным количеством и стоимостью имущества, имущественных прав, состоянием расчетов. Мероприятие необходимо, чтобы привести в соответствие и связать учетные данные с фактическими.
Основной целью инвентаризации незавершенного производства принято считать определение фактического наличия объектов незавершенного производства, выявление неучтенного брака, определение комплектности изделий, определение остатков по аннулированным или приостановленным заказам и расчет себестоимости изделий, находящихся в стадии незавершенного производства. Кроме того, целью инвентаризации считается сличение фактических данных с показателями бухгалтерского учета и определение факторов, влияющих на несовпадение сведений.
В соответствии с поставленной целью в ходе инвентаризации незавершенного производства следует решать следующие задачи:
-определение состава, структуры и количества объектов незавершенного производства;
-составление инвентаризационных описей, в которых будут содержаться все необходимые сведения, в том числе наименование объекта или изделия, его количество, степень готовности и комплектности, стадия производства;
-выявление неучтенного брака в производстве и определение его процентного соотношения к производимой продукции;
-изучение и анализ карт отпуска материалов в производство с целью выявления нерационального использования материальных ресурсов предприятия;
-расчет себестоимости незавершенного производства согласно методу, который указан в учетной политике и используется в организации.
Для правильной организации и проведения инвентаризации незавершенного производства (НЗП) и расходов будущих периодов (РБП) необходимо руководствоваться:
1.Приказом Министерства финансов РФ о Положении по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ от 29.07.1998 № 34н. В пунктах 26–28 приказа изложено, когда и в каких случаях необходимо проводить фактическую проверку, а также как должны учитываться выявленные излишки и недостача; в пунктах. 63–65 определено, что относится к незавершенному производству и расходам будущих периодов.
2.Приказом Министерства финансов РФ о Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств от 13.06.1995 № 49. В пунктах 3.27–3.35 приказа указан порядок проведения комиссией проверки незавершенного производства, расходов будущих периодов и отражения результатов в составленном акте.
Общий перечень случаев, когда нужна обязательная инвентаризация имущества, в том числе незавершенного производства, приведен в пункте 27 приказа Министерства финансов № 34н. Самый распространенный из них - проверка перед годовой отчетностью.
Перед сдачей годовых отчетов обязательно нужно провести инвентаризацию всех активов и обязательств (статья11 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ)
Но есть случаи, которых в данном перечне нет. Инвентаризировать незавершенное производство нужно также в тех случаях, когда учетная политика коммерческой организации предписывает оценивать незавершенное производство по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов. Такая инвентаризация нужна, чтобы определить себестоимость готовой продукции за месяц. Соответственно, и проводить такую инвентаризацию нужно ежемесячно.
Перед тем как осуществлять инвентаризацию незавершенного производства, необходимо провести ряд подготовительных процедур, чтобы процесс дал эффективные результаты. Кладовщикам необходимо отсортировать объекты незавершенного производства по их номенклатуре, а также отделить бракованные изделия, чтобы было удобнее производить непосредственный подсчет.
Сотрудникам бухгалтерии следует провести все имеющиеся документы по движению материалов и объектов незавершенного производства по счетам синтетического и аналитического учета. Кроме того, нужно подготовить схему, по которой будет рассчитываться себестоимость, а также выявить заказы, которые были по каким-либо причинам аннулированы или приостановлены.
Процесс проверки незавершенного производства определяется особенностями производства коммерческой организации, её технологическими процессами. Это следует подробно описать в учетной политике компании. Но общий механизм инвентаризации тот же, что и по другим активам фирмы:
1.Для проведения инвентаризации издается приказ руководителя с указанием цели и объектов проверки, даты ее начала и окончания, состава комиссии и срока предоставления результатов в бухгалтерию организации;
2.Далее комиссией и материально ответственными лицами проводится проверка незавершенного производства в соответствии с общими правилами, описанными в нормативных документах.
3.Результат инвентаризации комиссия фиксирует в акте.
В состав инвентаризационной комиссии рекомендуется включить:
-технических специалистов общезаводских служб (технологов, конструкторов, контролеров);
-сотрудников финансово-учетной службы - бухгалтера производственной группы, экономиста или руководителя планово-экономического и производственно-диспетчерского отделов, бухгалтера-ревизора;
-сотрудников службы внутреннего аудита и службы безопасности компании;
-представителей независимых аудиторских компаний, компетентных экспертов.
На инвентаризацию отводится ограниченное время, ошибки сложно обнаружить и исправить, поэтому необходимо предусмотреть достаточное количество рабочих комиссий и исполнителей. Проверяющие должны хорошо знать технологический процесс.
На момент осуществления инвентаризации незавершенного производства ревизионная комиссия получает документы, которые служат основанием движения материальных ценностей, и проверяет правильности их заполнения. Затем проводится непосредственная сплошная перепись объектов незавершенного производства в инвентаризационную опись. По забракованным изделиям составляется отдельная опись, так как такие предметы нельзя включать в общую инвентаризационную опись по незавершенному производству. При этом необходимо учитывать, что отсутствии при проверке материально-ответственного лица или одного из членов комиссии считается неправомерным, а потому результаты ревизии признаются недействительными.
По окончании инвентаризации все составленные документы подписываются членами проверяющей комиссии и передаются в бухгалтерию для обработки. При этом несоответствие показателей фактического и бухгалтерского учета должно быть документально оформлено при помощи сличительной ведомости, а результаты – излишек или недостача – отнесены на соответствующие счета синтетического и аналитического учета.
Банк акта разрабатывается в коммерческой организации и утверждается приказом руководителя с последующим закреплением в учетной политике. За его основу можно взять формы, приведенные в приложениях №№ 6–15 к методическим указаниям, утв. приказом Министерства финансов РФ № 49.
В акте должны быть указаны:
-наименование документа,
-ссылка на распорядительный документ,
-дата начала и окончания инвентаризации.
Итоги проверки надо свести в таблицу для удобства фиксирования незавершенного производства по количеству и стоимости. В конце акта должны стоять подписи всех членов инвентаризационной комиссии.
Акты заполняются отдельно по каждому обособленному подразделению в компании.
При разработке бланка акта инвентаризации незавершенного производства следует как можно полнее учесть особенности технологического процесса. Это поможет вести более точный внутренний контроль материальных ценностей и правильно рассчитывать стоимость незавершенного производства и себестоимость готовой продукции.
Основным счетом, где отражаются затраты по незавершенному производству, является счет 20 «Основное производство», также по дебету счетов 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам» на конец периода также могут остаться накопленные затраты, которые относятся к неготовой продукции или выполненным не до конца работам.
При использовании счета 97 «Расходы будущих периодов» для учета расходов будущих периодов (РБП) в конце каждого года должна проводиться его инвентаризация перед составлением годовой отчетности. Также может быть проведена добровольная инвентаризация в течение года.
Целью инвентаризации является сверка оборотов и остатков по этому счету на начало и конец отчетного года. Проверку осуществляет инвентаризационная комиссия на основании данных первичных документов и бухгалтерских справок по списанию РБП.