Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1 (студент берет один из предложенных вопросов)
6. Средства индивидуализации.
Средство индивидуализации — это обозначение, идентифицирующее (выделяющее) предмет индивидуализации и позволяющее отличать его от подобных ему предметов.
Предметом индивидуализации являются участники гражданского оборота и производимая ими продукция (работы, услуги).
Право на средство индивидуализации — исключительное право. Это единственное право из числа интеллектуальных прав, которое закрепляется на средство индивидуализации (личных неимущественных и иных интеллектуальных прав на средство индивидуализации не существует).
В зависимости от предмета индивидуализации Гражданский кодекс различает четыре средства индивидуализации (перечень закрытый):
1) товарный знак — предметом индивидуализации являются товары определенной группы. Если предметом индивидуализации являются производимые работы или оказываемые услуги, средство индивидуализации может именоваться знак обслуживания. Примеры: «КАМАЗ», «Известия», «Вдова Клико», форма бутылки «Кока-Кола» и т.п.;
2) наименование места происхождения товара — предметом индивидуализации являются товары, произведенные в границах определенного географического объекта. Примеры: «Гжель», «Нарзан», «Шампанское» и т.п.;
3) фирменное наименование — предметом индивидуализации являются юридические лица в форме коммерческих организаций. Примеры: ПАО «КАМАЗ», ООО «Ромашка», ФГУП «Почта России» и т.п.;
4) коммерческое обозначение — предметом индивидуализации являются предприятия как объекты прав. Примеры: «Парикмахерская «Ручеек», «Столовая N 26» и т.п.
Предпосылки правовой охраны средств индивидуализации первоначально были связаны с пресечением недобросовестной конкуренции. Средство индивидуализации связано в представлении потребителя с особыми свойствами товара (качество, износостойкость, вкус, полезность и т.д.). Поэтому при имитации чужого средства индивидуализации затрагиваются интересы двоякого рода:
1) интересы потребителей, которым предлагаются товары с худшими характеристиками,
2) интересы правообладателя, который несет репутационные издержки и имущественные потери в результате оттока потребителей. В настоящее время исключительное право на средства индивидуализации подлежит защите и тогда, когда интересы потребителей формально не пострадали (например, товар под поддельным обозначением оказался по качеству выше, чем товар под зарегистрированным знаком). Это обусловлено абсолютным характером защиты всякого исключительного права. Но тесная связь правовой охраны средств индивидуализации с пресечением недобросовестной конкуренции сохранилась и проявляется в запрете на правовую охрану обозначений, способных ввести потребителя в заблуждение (в том числе, например, в части обозначений, сходных с официальными наименованиями государственных органов).
Главная цель предоставления обозначению правовой охраны — не допустить введения в заблуждение потребителей или контрагентов в отношении производимых товаров (оказываемых услуг).
Для каждого средства индивидуализации устанавливается особый правовой режим охраны, между собой эти режимы значительно различаются, особенно по таким критериям, как субъектный состав правообладателей, формальные условия, необходимые для возникновения исключительного права, срок действия и оборотоспособность исключительного права: