Фрагмент для ознакомления
2
Методологическая часть программы.
Обоснование проблемы исследования. Необходимость разработки и реализации исследовательского проекта связана прежде всего с особенностями развития нашего общества, его реформированием, новым формирующимся образом жизни людей, повышением значимости личностной физической культуры.
Ухудшение экономической ситуации повлекло за собой целый ряд социальных проблем: безработица, низкий прожиточный уровень, платные медицинские услуги привели к резкому снижению показателей здоровья населения. Одним из доступных средств поддержания и сохранения здоровья, работоспособности людей остаются физическая культура и спорт. Более того, с каждым годом совершенствуются и развиваются новые формы занятий физическими упражнениями, возникают необычные виды спорта, однако интерес к ним со стороны большей части населения остается достаточно слабым. Несмотря на увеличение показателей смертности от таких заболеваний, как инфаркт миокарда, гипертоническая болезнь, люди, к сожалению, не видят в физической культуре сильнейшего средства профилактики сердечно-сосудистых заболеваний и укрепления здоровья.
Все сказанное выше выдвигает перед социологами ряд важных вопросов, и в первую очередь вопрос о том, каково реальное отношение людей различных социально-демографических групп населения к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью (ФСД), выступает ли она для них как определенная ценность? Чем именно их привлекают занятия физическими упражнениями и спортом? Оценивают ли они положительно такие занятия? Какие виды физической активности привлекают их в первую очередь? Кроме того, ведут ли люди здоровый образ жизни, как они его понимают? Какое место занимают физическая культура и спорт в их образе жизни? Умеют ли люди правильно организовать свою физическую активность, есть ли у них опыт и знания в этой области, а также где они получают эти знания и вообще есть ли у них желание узнать побольше о методике и организации занятий? Проводится ли образовательная пропагандистская работа, в каких направлениях она осуществляется? Кто непосредственно принимает участие в этой работе?
В различных странах и в России предпринимались отдельные попытки ученых провести социологические исследования с целью получения информации по этим вопросам среди школьников (М. Е. Кутепов), среди студентов (М. Я. Виленский, Л. И. Лубышева), среди взрослого населения (В. И. Жолдак). Опыт подготовки ранее проведенных исследований учтен при разработке данной программы. Изучение проблемы повышения значимости физической культуры и спорта в стиле жизни людей, разработка путей актуализации основных ценностей культуры физической студенческой молодежью имеет важнейшее значение. Применительно к данной социально-демографической группе многие из поставленных вопросов (особенно касающихся культуроведческих аспектов) практически в последнее десятилетие не ставились. Учитывая стремительные изменения, происходящие в сознании и образе жизни студенческой молодежи, актуальность данного исследования резко возрастает.
Время проведения исследования: анкетирование - сентябрь 2021 г., обработка и анализ полученных результатов - ноябрь 2021 г., разработка практических рекомендаций - декабрь 2021 г.
Объект исследования - физкультурно-спортивная деятельность студенческой молодежи.
Предмет исследования - отношение студенческой молодежи к занятиям физической культурой и спортом как способу формирования здорового образа жизни.
Цель исследования - получить социологическую информацию об отношении студентов СибГУФК к физической культуре, выяснить ее роль в организации здорового стиля жизни студенческой молодежи. Разработать практические рекомендации по формированию здорового стиля жизни студенческой молодежи.
Задачи исследования. С целью исследования связан ряд исследовательских задач, в ходе решения которых предполагается выяснить:
- являются ли физическая культура и спорт ценностью для студентов, чем именно привлекает их физкультурно-спортивная деятельность;
- какое место физкультурно-спортивная деятельность занимает в образе жизни современных студентов;
- какие вопросы, касающиеся организации и методики занятий физкультурно¬спортивной деятельностью, интересуют студентов в первую очередь;
- какая работа по пропаганде физической культуры и спорта проводится в СибГУФК;
- какова образованность студентов в области физической культуры и спорта;
- ведут ли студенты СибГУФК здоровый образ жизни;
- каково мнение студентов о возможности и целесообразности улучшения работы по формированию здорового стиля жизни и усилении роли и значимости физической культуры в нем.
Логический анализ понятий. В соответствии с проблемой и целью исследования логическому анализу подлежат следующие понятия.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - обобщенное для данного социума понятие, содержащее представление о формах и способах жизнедеятельности, не противоречащих требованию сохранения и укрепления здоровья человека, его духовных и нравственных кондиций.
Здоровый стиль жизни (ЗСЖ) - сложившиеся и актуализированные личностью формы и способы жизнедеятельности, не противоречащие требованию сохранения и укрепления здоровья человека, его духовных и нравственных кондиций.
Физкультурно-спортивная деятельность (ФСД) - деятельность, направленная на физическое, нравственное, духовное совершенствование человека средствами физической культуры и спорта.
Физическая культура - часть общей культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, физическое, нравственное и духовное совершенствование человека.
Спорт - система подготовки и организации соревновательной деятельности, а также средство и метод формирования физической культуры личности.
Гипотеза исследования. В ходе исследования предполагается проверить следующие основные гипотезы.
1. Большинство студентов положительно оценивают занятия физкультурно-спортивной деятельностью.
2. Физическая культура и спорт привлекают студенческую молодежь прежде всего как специфическая сфера деятельности, в которой можно отдохнуть, развлечься, укрепить здоровье, поднять свой престиж. Значительно реже студенты оценивают физическую культуру как средство развития личности, понимают физическую культуру как вид личностной культуры.
3. Физкультурная образованность и грамотность студентов крайне низкие и поверхностные.
4. Примерно у половины студентов не сформирован ЗОЖ, и они имеют неполные и поверхностные представления о нем
5. Работа по пропаганде ЗОЖ в вузе организована слабо. Физкультурное воспитание в основном сводится к организации практических занятий.
Методическая часть программы.
В качестве генеральной совокупности были выбраны студенты II курса заочного отделения СибГУФК. Общее число студентов составляет 150 человек. Число опрошеных должно составлять не менее 10 % от генеральной совокупности. Объем выборочной совокупности, соответственно, должен быть не менее 15-20 человек. Данное число респондентов обеспечивает статистически значимые результаты исследования.
Число подлежащих опросу респондентов распределилось по трем конкретным
признакам:
1. Направление и профиль подготовки - направление подготовки: 49.03.01 - «Физическая культура», профили: «Спортивная подготовка в избранном виде спорта», «Физкультурное образование»; направление подготовки: 42.03.01 -«Реклама и связи с общественностью», профиль «Реклама и связи с общественностью в физкультурно-спортивной отрасли»; направление подготовки -
49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)», профили «Физическая реабилитация» и «Лечебная физическая культура».
2. Курс обучения - II курс заочного отделения СибГУФК.
3. Пол: мужчины (11 человек), женщины (12 человек).
Методы исследования. для сбора социологической информации применяются следующие:
- анализ специальной литературы по теме исследования;
- сбор первичной социологической информации при помощи анкеты.
Анкетирование – метод социально-психологического исследования, с помощью структурно организованных вопросов, каждое из которых связано с целью и задачами исследования. Метод анкетирования позволяет с наименьшими затратами времени получить наивысший уровень массовости исследования, то есть определить мнения значительного количества людей по конкретным вопросам за короткий срок.
Для определения исходного уровня сформированности установок к здоровому образу жизни у студентов были использованы следующие диагностические методы: тест М. Рокича «Ценностные ориентации», который позволяет исследовать направленность личности и определить ее отношение к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, восприятие мира, ключевые мотивы поступков, основу «философии жизни».
Анкета
прикладного исследования
«Физическая культура в здоровом образе жизни студенческой молодежи: ее значимость и пути актуализации»
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
Омск, 2022
«Отношение студентов ВУЗ к занятиям физической культурой»
Дорогой друг!
Нами проводится исследование с целью изучения отношения студентов к физической культуре. Ваши ответы позволят наметить практические меры по совершенствованию и организации физического воспитания в высших учебных заведениях. От ваших правильных и искренних ответов зависит успех нашего исследования.
Как заполнить анкету
1. Внимательно прочитайте вопросы и возможные варианты ответов на него.
2. Выберите из возможных вариантов тот, который соответствует вашему мнению, и обведите кружком.
3. Если ваше мнение не совпадает с предложенным ответом или ответ отсутствует и оставлено место, напишите его сами.
4. Анкета анонимная.
1. Что Вам нравится на занятиях физической культуры?
1. Возможность общения с преподавателем.
2. Возможность общения со сверстниками.
3. Возможность укрепления здоровья.
4. .....................................................................................