Фрагмент для ознакомления
2
1. Подготовьте ответы на следующие вопросы:
- Риторика классическая и современная: исторические этапы развития ораторского искусства.
1. Античная (классическая) риторика
Античная риторика - это риторика, которая формировалась и развивалась в Древней Греции, а затем в Древнем Риме.
Древняя Греция. Древнегреческая демократия предполагала активное участие всех граждан в социально-политической жизни страны: выступление в народном собрании, совете пятисот, народном суде. Человек мог живым словом убедить в своей правоте и разгромить оппонента, защитить себя и доказать вину другого, раскрыть суть дела и способствовать его успешному решению, выиграть дело, повести полки за собой. В V в. до н.э. был составлен учебник по риторике.
Первыми учителями-профессионалами в Древней Греции были софисты, которых называли учителями мудрости и красноречия (V в до н.э.). Они готовили молодежь к общественной жизни, к проведению дискуссий, развивали у учеников умение использовать приемы доказательства и опровержения, отстаивать свое мнение, используя софизмы. Для доказательства истинности ложного высказывания софисты использовали рассуждение, построенное на логических уловках, т.е. умышленно ошибочных рассуждениях. Софизм строится на внешнем сходстве явлений, преднамеренно неправильном подборе исходных положений, на двусмысленности слов и подмене понятий.
Примеры софизмов:
1.Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего.
2.Сидящий встал. Кто встал, тот стоит. Следовательно, сидящий стоит.
Софисты все истины подвергали сомнению, считали, что каждый человек имеет свою особую истину (Протагор); нет истинных высказываний, все высказывания людей – ложны (Ксениад). Уловки в доказательстве, разработанные софистами, используются и в современной риторической практике, но в более скрытой форме, поэтому их сложно сразу обнаружить.
Софисты справедливо утверждали, что для владения живым словом необходимо не только развивать логическое мышление, но и совершенствовать технику речи (четкое произношение, достаточная громкость, определенный темп) и культуру речи (правильность, качественность). И это положение в риторике осталось незыблемым.
Сократ (470 – 399 гг. до н.э.) и его ученик Платон (427 -347 гг. до н.э.) критиковали софистов, считали, что риторика должна быть связана с поиском объективных истин, проверенных человеческим опытом: «Кто не знает истины, а только гоняется за мнимыми представлениями о ней, у того и само искусство красноречия будет, естественно, нелепым и грубым». Они положили начало риторике как искусству открытия и доказательства объективной истины.
Для поиска истины Сократ использовал диалоги, основой которых была ирония. Философ называл свой метод познания истины через умело поставленные вопросы и полученные на них ответы майевтикой («рождение истины»). Согражданам он задавал вопросы, ответы на которые обнаруживали их невежество, показывали, что они не имеют истинных знаний, хотя претендуют на это: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Истинная цель диалогов - не унизить или оскорбить человека, а помочь ему узнать себя, стать свободным, проявить свой творческий потенциал. Многим, с кем Сократ вступал в диалог, не нравилось чувствовать себя невеждой. Жизнь его закончилась трагически - приговорили к смерти через принятие яда.
Демосфен (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий оратор, который собственным примером показал, что ораторами не рождаются – ими становятся, т.е. оратором может стать каждый, кто не пожалеет времени и труда. Первые выступления были неудачны и привели к полному разорению, поскольку он не мог доказать свое право на имущество, принадлежащее его умершим родителям. Он не владел техникой и культурой речи, не учел аргументы оппонентов, не готовил выступление. Кроме того, у него была нарушена дикция, из-за физической слабости тихо говорил. Демосфен сделал из себя оратора: ежедневно упражнялся в технике речи, заучивал наизусть выступления известных ораторов, использовал их приемы, постоянно работал над совершенствованием формы и содержания своих текстов. Вскоре он был признан одним из главных риторов (ораторов) в Древней Греции. Благодаря его речам против царя Македонии Филиппа во всех языках мира известно слово «филиппика» – гневная, обличительная речь.
Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.), ученик Платона, сформулировал всеохватывающий характер риторики: она необходима как в делах, касающихся обыденных потребностей жизни человека, так и в делах государственного значения; в профессиональных делах; определил искусство красноречия "как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета."
В своем труде «Риторика» он рассматривал три основные ее составляющие, которые актуальны и сейчас:
1. Оратор. Определенные личные качества и особенности оратора вызывают доверие слушателей, что помогает ему вернее достичь своей цели.
2. Речь. Технические стороны риторики: способы выражения мысли, а также построение речи (предисловие, рассказ, доказательство, заключение). Аристотель справедливо утверждал: «Ясность – главное достоинство речи».
3. Аудитория. Выявил принципы, на основе которых оратор может принудить к чему-либо своих слушателей.
Аристотель создал Ликей - школу в современном ее понимании (были определены: место и время для занятий, программа, состав учеников и др.). До этого времени ораторы обучали, разгуливая по берегу реки, используя подручные материалы для совершенствования риторических навыков и умений своих учеников, например, речные камешки для отработки техники речи.
Для древнегреческих ораторов риторика - это искусство доказательства, наука о способах убеждения, которой нужно постоянно учиться. В этот период формируются социально-политическое и судебное направления в красноречии.
Древний Рим. С III в до н. э. под влиянием греческой начинает развиваться римская риторика. Владение живым словом в республиканском Риме было важным условием для активной политической и социальной жизни свободного гражданина: все дела решались дебатами в народном собрании, сенате, суде, где каждый мог выступать. Выдающийся древнеримский ритор, чье имя еще в древности стало нарицательным для оратора, Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) писал: « Есть два искусства, которые могут поставить человека на самую высокую ступень почета: одно искусство – искусство полководца, другое – искусство хорошего оратора». Он отмечал, что на человека, владеющего словом, в Риме смотрели как на бога.
Свой практический опыт Цицерон обобщил в трех книгах по риторике («Об ораторе», «Брут», «Оратор»). Основные положения важны и для современного оратора:
1. Речь оратора должна быть «способна убеждать, услаждать, увлекать. Первое вытекает из необходимости, второе служит удовольствию, третье ведет к победе – ибо в нем больше всего средств к тому, чтобы выиграть дело».
2.«Поэтами рождаются, ораторами делаются (становятся. – Т.Б.)» (лат. Poetae nascuntur, oratores fiunt). Оратор должен иметь широкое образование, эрудицию, знать теорию ораторского искусства; постоянно практиковаться в речи, выполнять разнообразные упражнения.
3.Для действенности речи необходимо сочетать рациональное и эмоциональное; учитывать интересы и особенности аудитории.
Древнеримский оратор Марк Фабий Квинтилиан (36-96 гг. н.э.) в трактате «Образование оратора», основываясь на опыте предшественников и своей риторической практике, изложил систему обучения ораторскому мастерству ребенка с самого раннего возраста. Его советы и наставления используются в большинстве современных учебников по риторике:
1. Развивать природное дарование оратора теоретическим обучением, упражнением и подражанием.
2. Начинать и кончать речь сильными аргументами; «говорить только о тех вещах, которые знаешь».
3. Успех оратора обеспечивают жесты, мимика, осанка, телодвижения, дыхание, голос.
4. Каждый оратор должен исходить из особенностей своего характера и темперамента, а не слепо подражать ораторам, манера которых чужда его личности.
После гибели республиканского Рима, где была актуальной, как и в Древней Греции, социально-политическая и судебная риторика, на первый план начинает выдвигаться эпидейктическое (парадное, торжественное) красноречие. Внимание уделяется не столько содержанию, сколько пышности формы.
В Древней Греции риторика - это «искусство убеждения», в Древнем Риме предпочтение отдавалось хорошей красивой речи «искусству говорить хорошо» (убедительно и красиво), а позже – искусству говорить красиво.
В античности красноречие рассматривалось и как наука, и как искусство. Античная риторика является классической риторикой, поскольку ею были выработаны основные понятия, правила и законы, которые использовались и развивались во все последующие времена, включая современную риторику: правила построения речи, риторический канон (этапы речи – от замысла до произнесения), учение о 3-х составляющих красноречия (оратор, речь, аудитория), учение об этосе, логосе и пафосе.
Этос. Оратор и слушатели должны руководствоваться общими этическими нормами (правовыми: «справедливо-несправедливо»; моральными: «достойно-недостойно»; нравственными: «хорошо-плохо»). Это создает благоприятные условия общения.
Логос. Необходимо использовать логические средства убеждения. Речь должна быть логична. Издревле была дилемма: воздействовать на слушателей аргументами, которые им близки и они их разделяют, или выдвигать доводы, которые правильны для оратора, но неприемлемы для аудитории. Некоторые древние ораторы пострадали за открытое высказывание своих убеждений, которые шли вразрез с убеждениями правящих: Платон был продан в рабство, Сократ был приговорен к смерти и отравлен, Аристотель отравлен в изгнании, Цицерон казнен.
Пафос в отличие от этоса и логоса должен влиять не на разум, а на чувства слушателей, чтобы настроить их на принятие нужного решения и совершение конкретного действия.
2. Риторика в эпоху Средневековья
Античная риторика была усвоена европейской культурой, входила в число избранных наук. Социально-экономические изменения повлияли на требования к оратору и ораторскому искусству. Красноречие в это время развивается в двух социальных областях – религии и образовании.
Особенностью религиозной риторики (начинает формироваться в период появления первых христиан), которая культивируется в церквях и монастырях, является особая аргументация: о чем бы ни говорил проповедник, все свои суждения и выводы основывал и доказывал одним непререкаемым источником – Библией. Риторика продолжает развиваться особенно в период еретических движений (выступления против догматов церкви).
Начало формирования церковно-богословского красноречия связано с именем византийского проповедника Иоанна Златоуста (ок.347 – 407 гг.н.э.), в прозвище которого выражено не только уважение и почитание людей, умеющих воздействовать на слушателей живым словом, но и признание Иоанна великим оратором.
Гомилетику – теорию церковного красноречия – разрабатывал Фома Аквинский (1224-1274 гг.).Каковы же особенности гомилетики?