Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Для достижения целей руководителям организации необходимо принимать управленческие решения. Принятие решений является процессом доминирующим и неотъемлемым при реализации функций управления.
Степень выживаемости организации и уровень ее развития зависит от качества принятия управленческих решений.
При управлении персоналом на многих российских предприятиях сегодня эффективность управленческих решений явно недостаточна. Профессиональная работа с персоналом сегодня практически отсутствует.
В условиях жесткой конкуренции и й рыночной экономики нестабильная кадровая политика явно не оправдана и имеет тяжелые последствия для организации.
Руководители должны понимать, что роль личности работника сегодня возросла, следовательно, это должны отражать правильные управленческие решения.
Анализ данной проблемы относится к междисциплинарным, потому что выбор способа действий является результатом взаимодействия различных аспектов: психологического, экономического, информационного, организационного, логического, правового, математического, технического и др.
В значительной мере эффективность управленческого решения зависит от соотношения функций и их выполнения как во время подготовки, так и на этапе внедрения. Таким образом, реальным инструментом достижения поставленных целей является управленческое решение.
Для достижения целей руководителям организации необходимо принимать управленческие решения. Принятие решений является процессом доминирующим и неотъемлемым при реализации функций управления.
Степень выживаемости организации и уровень ее развития зависит от качества принятия управленческих решений.
При управлении персоналом на многих российских предприятиях сегодня эффективность управленческих решений явно недостаточна. Профессиональная работа с персоналом сегодня практически отсутствует.
В условиях жесткой конкуренции и й рыночной экономики нестабильная кадровая политика явно не оправдана и имеет тяжелые последствия для организации.
Руководители должны понимать, что роль личности работника сегодня возросла, следовательно, это должны отражать правильные управленческие решения.
Анализ данной проблемы относится к междисциплинарным, потому что выбор способа действий является результатом взаимодействия различных аспектов: психологического, экономического, информационного, организационного, логического, правового, математического, технического и др.
В значительной мере эффективность управленческого решения зависит от соотношения функций и их выполнения как во время подготовки, так и на этапе внедрения. Таким образом, реальным инструментом достижения поставленных целей является управленческое решение.
Целью работы является анализ и оценка эффективности использования персонала на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать исторические аспекты изучения оценки персонала в менеджменте;
- рассмотреть нормативные документы, регламентирующие оценку эффективности персонала.
Научная база исследования. В работе использовались научные труды отечественных авторов, занимающихся проблемой системы разработки и принятия управленческих решений на предприятии.
Для изучения выбранной темы возможно использовать следующие методы: изучение и анализ научной литературы, синтез полученных данных, анализ и оценка основных управленческих решений в управлении персоналом.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные рекомендации позволят усовершенствовать систему разработки и принятия управленческих решений.
1 Исторические аспекты изучения оценки персонала в менеджменте
В экономической сфере оценка работников существовала со времен появления института найма и использования рабочей силы, а ее роль менялась по мере изменения ценностного отношения к специфическому ресурсу – персоналу.
На протяжении длительной эволюции социально-экономических отношений, вплоть до конца XX в., ценность работника определялась экономической эффективностью его рабочей силы.
Оценка выполняла преимущественно контролирующую функцию и служила инструментом проверки наличия необходимых качеств рабочей силы и учетов результатов труда [1].
При изучении эволюции подходов в оценке персонала представляет интерес классификация концепций роли кадров в производстве, упомянутая в трудах Л. И. Евенко, выделившего четыре концепции: использование трудовых ресурсов, управление персоналом, управление человеческими ресурсами и управление человеком.
Использование трудовых ресурсов (labour resources use) – концепция, доминировавшая в экономической науке с XIX в. до 1960-х гг.
В ней рассматривалась только функция человека в производстве – труд, измеряемый затратами рабочего времени и заработной платой.
Научной основой концепции управления персоналом (personnel management), получившей активное развитие с 20-х гг. прошлого столетия, стала теория административного управления, в которой управление человеком осуществлялось через административные механизмы (принципы, методы, полномочия, функции).
В концепции управления человеческими ресурсами (human resource management), возникшей в 1930-х гг. и особенно развившейся в конце прошлого столетия, человек рассматривается как самодостаточный элемент социальной организации, а не только как исполняющий свои должностные обязанности.
В соответствии с гуманистической концепцией управления человеком (human being management), возникшей в конце XX в., человек выступает главным субъектом в организации и особым объектом управления. Основоположниками данной концепции в рамках концепции «социального менеджмента» считаются лидеры японского менеджмента К. Мацусита, А. Морита и американские ученые Д. МакГрегор, Ф. Герцберг и Г. Минцберг[2].
Согласно последней концепции центральным элементом в социально-экономических системах становится человек, его потребности, ценности и установки, а управление не ограничивается сферой труда, технологией и экономикой производства.
Человек в организации выступает и как объект, и как активный субъект управления, а персонал, будучи ядром системы, нуждается в постоянном, глубоко продуманном управленческом воздействии.
Необходимо отметить, что социальными аспектами «рационального экономического человека» занимались еще М. Вебер, Э. Дюркгейм, В. Парето в XIX столетии.
Идеи Парето о социальных системах были позже адаптированы Э. Мэйо и оказали огромное влияние на зарождавшуюся философию человеческих отношений.
Однако, как отмечает В. И. Кнорринг, до начала XX в. целостной теории управления не существовало.
Тем не менее бурное развитие новых технологий и невиданные ранее масштабы производства со всей остротой поставили вопрос о формировании научных методов в управлении [3].
С изменением роли человека в организации изменялись и подходы к оценке персонала. Существенное влияние на теорию и практику оценки персонала в начале XX в. оказала дифференциальная психология (отрасль психологии, изучающая индивидуальные различия между людьми), которой занимались А. Вине, Г. Россолимо, Э. Крепелин, Д. Кеттелл и др.
С зарождением дифференциально-психологического подхода к изучению человека связана наука психодиагностика, в рамках которой стали разрабатываться и практиковаться интеллектуальные и личностные тесты, позволяющие проводить психологическую диагностику объектов оценивания. Так, до середины прошлого столетия в оценке персонала преобладали психологические методики оценки персонала (преимущественно тесты), которые были нацелены на изучение индивидуальных качеств работника.
Компаниям высокоразвитых стран мира уже в 1970-е гг. стало ясно, что главным в оценке является не тип личности кандидата, а его профессионализм и умение стабильно работать в течение длительного времени.
Таким образом, в оценке основной акцент был поставлен на определение профессиональности принятия решений кандидатом (сотрудником), его способность к инновациям, что, в свою очередь, привело к появлению понятия «компетенция». Так, разработчики методов оценки по компетенциям предложили принципиально новые исследования, которые заменили психологические тесты, удовлетворявшие работодателя до 1960-х гг.
Кроме того, в американских компаниях начали активно внедрять метод управления по целям. Стали практиковать методы оценки, моделирующие рабочие ситуации кандидатов, появился метод оценки с обратной связью («360-градусная» аттестация), при котором обеспечивалась более широкая обратная связь.
И хотя в области оценки кадров на протяжении XX столетия происходили значительные изменения, в основном ознаменованные появлением новых оценочных методик, специальная функция «оценка персонажа» в перечне основных функций кадровых служб не выделялась вплоть до конца 1970-х гг. Это доказывает незрелость систем оценки персонала и недостаточное осознание ее важности в то время.
Для понимания места оценки персонала в системе управления современных компаний необходимо учитывать изменение роли кадровой службы в целом.
В высокоразвитых странах мира в последние десятилетия интенсивно перестраивалась работа служб управления персоналом в направлении создания интегрированных служб управления человеческими ресурсами, что привело к изменению набора функций и статуса служб персонала.
Для понимания места оценки персонала в системе управления современных компаний необходимо учитывать изменение роли кадровой службы в целом (таблица 1).
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 6-ФКЗ, от 30.12.2008 7-ФКЗ) // Российская газета. – 2017. – 7.
Учебная литература
2. Аксенова К.А. Управление предприятием: Конспект лекций – М: Приор-издат, 2017. – 378 с.
3. Бабанова С.Э. Этапы принятия управленческих решений. Сборник научных статей. – М., 2018. - С. 15-20
4. Буров В.П., Ломакин А.Л., Морошкин В.А. Управленческие решения. – М.: Форум, 2017. – 352 с.
5. Бусов В.И. Управленческие решения. – М.: Юрайт, 2018. – 410 с.
6. Виханский. О. С. Менеджмент. Учебное пособие 3-е изд. М.: ИНФРА-М, 2017. - 528 с.
7. Губанов С. Система организации и поощрения труда: Методические разработки. М.: Экзамен, 2012. - 722 с.
8. Глебова К.А., Афанасьева К.О., Самсонова М.В. Методы принятия управленческих решений и контроля их исполнения. Качество продукции: контроль, управление, повышение, планирование: сборник научных трудов Международной молодежной научно-практической конференции: в 2-х томах. - 2018. - С. 211-214
9. Голубков Е. П. Маркетинг. Выбор лучшего решения. – М.: Экономика, 2017. – 266 с.
10. Доусон Р. Уверенно принимать решения. – М.: ЮНИТИ, 2016. – 478 с.
11. Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики / Пер. с англ. — М.: Дело, 2018. – 450 с.
12. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. Н. Новгород.: НИМБ, 2011. - 541с.
13. Журавлева М.М. Управленческие решения: конспект лекций. – Иркутск: ИГТУ, 2017. – 256 с.
14. Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием: Учебное Пособие. М.: ИНФРА-М, 2010. 445 с.
15. Ивасенко А.Г. Разработка управленческих решений. – М.: КноРус, 2017. – 369 с.
16. Истомин Е.П. Управленческие решения: учебник. – СПб: Андреевский издательский дом, 2018. – 220 с.
17. Игнатьева А.В, Максимцов М.М. Исследование систем управления. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 157 с.
18. Кузнецова Н.В. Методы принятия управленческих решений. – М.: Инфра-М, 2018. – 274 с.
19. Карпов А.В. Процессы принятия решений в структуре управленческой, деятельности // Психологический журнал. – 2018. – 1. – 63-77 с.
20. Кхол Йозеф. Эффективность управленческих решений. – М.:ИНФРА, 2016. – 226 с
21. Кузьмина Т.И. Управленческие решения: учебное пособие. - М.: МГОУ, 2011.-352
22. Лазарев В.Н. Управленческие решения: текст лекций. — Ульяновск: УлГТУ, 2011. – 336
23. Ларионов О.И. Теория и методы принятия решений. – М.: Феникс, 2017. – 378 с.
24. Лифшиц А.С. Управленческие решения. – М.: КноРус, 2018. – 364 с.
25. Логинов В.Н. Управленческие решения. – М.: Альфа-Пресс, 2011. – 258 с.
26. Пирогова Е.В. Управленческие решения. Учебное пособие — Ульяновск: 2010. – 310 с.
27. Пужаев А.В. Управленческие решения. – М.: КноРус, 2019. – 398 с.
28. Фасхиев Х.А., Крахмалева А.В. Метод оценки управленческих решений. В сборнике: Управление экономикой: методы, модели, технологии материалы XV Международной научной конференции. - 2018. - С. 175-180
29. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. - М.: ЗАО «Бизнес-школа Интел -Синтез», 2017. - 272 с.
30. Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения. – М.: Инфра-М, 2018. – 440 с.
31. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник — М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2017. – 360 с.
32. Цыгичко В.Н. Руководителю — о принятии решений. — 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2018. – 450 с.
33. Эддоус М., Стенсфилд Р. Методы принятия решений / Пер. с англ., Под ред. И.И.Елисеевой. — М.: Банки и биржи, 2016. – 221 с.
34. Экономика и бизнес / Под ред. В.Д.Камаева — М.: Изд-во МГТУ, 2017. – 361 с.
35. Юкаева В. С. Управленческие решения: Учебное пособие. – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2017. – 379 с.
36. Модели и методы принятия решений [Электронный ресурс]. URL: http://www.examen.ru/add/School-Subjects/Social-Sciences/Economics/9741/9742 (дата обращения: 26.01.2017)
37. Природа процесса принятия решений [Электронный ресурс]. URL: http://www.bibliotekar.ru/biznes-43/112.htm(дата обращения: 26.01.2017)
38. Прогнозирование управленческих решений. Цель, задачи, принципы и методы прогнозирования [Электронный ресурс]. URL: http://mandeced.ru/voprosy-s-otvetami-po-upravlencheskim-resheniyam/110-prognozirovanie-upravlencheskix-reshenij-cel.html(дата обращения: 26.01.2017)
39. Технология принятия решений в менеджменте [Электронный ресурс]. URL:http://www.razlib.ru/delovaja_literatura/menedzhment_konspekt_lekcii/p8.php(дата обращения: 26.01.2017)