Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Коррупция является серьезным системным препятствием на пути создания устойчивых, сильных и эффективных институтов, которым граждане могли бы доверять и поддерживать их. На городском уровне коррупция приводит не только к неэффективности, но и позволяет преступным группировкам и сетям организованной преступности действовать в городах. Эти тенденции, хотя и не полностью контролируются местными органами власти, влияют на целостность местных институтов и часто считают, что осуществление программ предупреждения преступности на местном уровне является недостаточным для комплексного решения проблем. Укрепление органов местного самоуправления и правоохранительных органов при одновременном улучшении координации между политикой и практикой национальных и местных органов власти для борьбы с коррупцией как многопричинной, и во многих случаях.
Противодействие коррупции в странах Восточной Европы
«Коррупция продолжает оставаться проблемой для Европы — явление, которое обходится европейской экономике примерно в 120 миллиардов евро в год. В последние годы страны-члены ЕС предприняли множество инициатив, но результаты неравномерны, и необходимо сделать больше для предотвращения коррупции и наказания за нее» .
Характер и масштабы коррупции варьируются от одного государства-члена к другому и что эффективность антикоррупционной политики весьма различна.
Борьба с коррупцией долгое время была приоритетом для Болгарии, и правовые реформы привели к созданию новых структур. Однако коррупция остается широко распространенной. В этом отчете Европейская комиссия предлагает Болгарии ограждать антикоррупционные учреждения от политического влияния и назначать их руководство в рамках прозрачной процедуры, основанной на заслугах. Произвольное распределение дел в судах должно быть обеспечено эффективной общегосударственной системой. Кроме того, Комиссия предлагает принять этический кодекс для членов Национальной ассамблеи и ввести сдерживающие санкции за коррупцию в сфере государственных закупок на национальном и местном уровнях.
Необходимо защитить антикоррупционные учреждения от политического влияния и назначать их управленческий персонал в соответствии с прозрачной процедурой, основанной на качествах кандидатов.
Закрепилась реализация институциональных реформ по борьбе с коррупцией. Утверждена новая антикоррупционная стратегия на период 2021-2027 гг. с новым набором приоритетов, а именно укрепление потенциала по борьбе с коррупцией; повышение подотчетности местных властей; и создание среды против коррупции, способной к своевременному реагированию. Сохраняются серьезные проблемы, связанные с эффективностью мер, связанных с добросовестностью государственного управления, лоббированием и защитой от разоблачений, в тех случаях, когда не существует специального регулирования.
В течение последнего десятилетия в Чешской Республике развивалась стратегическая основа борьбы с коррупцией. Однако постоянные проблемы связаны с практикой государственных закупок и нецелевым использованием государственных средств. Попытки принять законодательство, регулирующее конфликты интересов на государственной службе, пока не увенчались успехом.
Необходимо принять меры для предотвращения политического вмешательства в расследования. Несмотря на то, что правовая и институциональная база для борьбы с коррупцией в целом существует, отсутствует прогресс в реализации Государственной стратегии по борьбе с коррупцией на 2018–2022 годы и сопутствующих Планов действий. Если говорить более конкретно, то в конце срока полномочий нынешнего правительства в чешском парламенте все еще находится на рассмотрении ряд важных реформ в области предупреждения коррупции, включая законопроекты о лоббировании, о защите лиц, сообщающих о нарушениях, и о продлении полномочий Верховного контрольно-ревизионного управления. Что касается коррупции на высоком уровне, расследования и проверки на национальном и европейском уровне использования средств ЕС недавно обнаружили доказательства конфликта интересов на высшем исполнительном уровне, на основании чего дело было принято Европейской прокуратурой.
Венгрия использует ряд инструментов для повышения добросовестности и прозрачности государственного управления. Были разработаны некоторые амбициозные антикоррупционные стратегии. Однако остаются проблемы, связанные, например, с неформальными отношениями между бизнесом и политическими деятелями на местном уровне. Европейская комиссия указывает на ряд областей, в которых могут быть предприняты дальнейшие усилия, особенно когда речь идет о финансировании политических партий и механизмах контроля, связанных с процедурами государственных закупок и конфликтами интересов между государственными должностными лицами. Можно предпринять дополнительные усилия для укрепления стандартов подотчетности выборных и назначаемых должностных лиц, а также для устранения рисков, связанных с фаворитизмом в государственном управлении. Также могут быть предприняты дальнейшие шаги для постепенного отказа от практики благодарственных выплат в секторе здравоохранения.
Словакия предприняла значительные усилия по совершенствованию правовой базы по борьбе с коррупцией в области уголовного права и государственных закупок. Однако несколько факторов ограничивают эффективность антикоррупционной работы; проблемы с законодательством, кажущееся отсутствие независимости судебной системы и тесные связи между политической и бизнес-элитой.
Усилия Словакии по борьбе с коррупцией значительно активизировались и показывают свою эффективность в связи с расследованием и судебным преследованием ряда дел о коррупции на высоком уровне. Также были отобраны и назначены ведущие должностные лица, в том числе глава нового Управления по защите осведомителей, которое приступит к своим функциям с 1 сентября 2021 года. Возможности по выявлению и расследованию коррупционных правонарушений все еще можно укрепить за счет инвестиций в специализацию, специализированную аналитическую экспертизу. и тренинги по добросовестности для Национального агентства по борьбе с преступностью. Прогресс в предотвращении коррупции идет медленно. Несколько попыток регулировать лоббирование пока не увенчались успехом. Тем не менее, законопроекты о лоббировании, «вращающихся дверях», декларациях об имуществе, конфликтах интересов членов парламента и государственных закупках планируются или находятся на начальной стадии.
Польша принимает меры и корректирует политику борьбы с коррупцией, однако для обеспечения комплексных решений необходим более стратегический подход. Так, в данном отчете Еврокомиссия предлагает реализовать долгосрочную стратегию борьбы с коррупцией, перечислив конкретные действия, сроки и ресурсы для их реализации, а также ответственных лиц. Необходимы дальнейшие реформы для обеспечения прозрачности государственных закупок и здравоохранения. Комиссия также предлагает Польше усилить меры защиты от потенциальной политизации Центрального антикоррупционного бюро (ЦБА).
Правовая и институциональная база для предотвращения коррупции и борьбы в Польше в основном существует. Тем не менее, существуют риски в отношении эффективности борьбы с коррупцией на высоком уровне, в том числе риск неправомерного влияния на судебное преследование за коррупцию в политических целях. В этом контексте сохраняется озабоченность по поводу независимости основных учреждений, ответственных за предупреждение и борьбу с коррупцией, учитывая, в частности, подчиненность Центрального антикоррупционного бюро исполнительной власти и тот факт, что министр юстиции также является прокурором.
Заключение
Подробное описание коррупционных преступлений, на борьбу с которыми нацелены государственные и общественные институты, содержит и Конвенция ООН против коррупции. К ним отнесены подкуп должностных лиц, присвоение имущества должностным лицом, злоупотребление полномочиями в корыстных целях, незаконное обогащение (значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать), подкуп и хищение имущества в частном секторе, отмывание доходов от преступной деятельности.
Антикоррупционная политика должна быть комплексной, реалистичной, реализуемой на практике и основанной на анализе фактических данных, ориентированной на учет существующих рисков и решение имеющихся проблем. Источниками доказательств могут служить качественные административные данные, получаемые из органов государственного управления, результаты анализа и оценки третьих заинтересованных лиц, международных организаций или институтов гражданского общества, общедоступные опросы, измеряющие восприятие и опыт коррупции и доверия к институтам, а также итоги опросов персонала, экспертов или фокус-групп. Стратегия и планы действий должны регулярно обновляться с учетом достижений и проблем, и обеспечения их актуальности.