Фрагмент для ознакомления
1
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты стратегического развития организации 4
1.1 Понятие стратегического развития современной организации 4
1.2 Методология планирования стратегического развития организации 9
Глава 2. Анализ стратегического развития Автономного учреждения физической культуры и спорта Вологодской области «Спортивная школа олимпийского резерва «Витязь» 16
2.1. Краткая характеристика Автономного учреждения физической культуры и спорта Вологодской области «Спортивная школа олимпийского резерва «Витязь» 16
2.2. Оценка реализации стратегии развития Автономного учреждения физической культуры и спорта Вологодской области «Спортивная школа олимпийского резерва «Витязь» 25
Заключение 32
Список использованных источников 36
Приложения 40
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день целью организации все больше и больше становится адаптация к изменениям. В современное время важным моментом становится не только состояние ресурсов компании, но и эффективность их использования, что позволяет сформировать конкурентную позицию на рынке.
Стратегическое управление – это продуманное прогнозное управление, которое позволяет выработать концепцию развития, позволяющего компании добиться конкурентных преимуществ в условиях нарастающих изменений во внешней среде. Важнейшим элементом планирования является установление долгосрочных целей развития предприятия. Кроме того, эти цели не должны изменяться в течение длительного времени. Основанием для внесения изменений в цели является пересмотр руководством долгосрочных ориентиров развития предприятия. Считается нецелесообразным частая смена целей развития. Также как неопределенность администрации в отношении перспектив развития приносит непоправимый вред, который повлечет за собой потерю поставщиков, потребителей, инвесторов и вызовет недовольство среди работников организации.
Цель исследования:
- разработать предложения стратегического характера для Автономного учреждения физической культуры и спорта Вологодской области «Спортивная школа олимпийского резерва «Витязь»
Задачи исследования
– рассмотреть теоретические аспекты стратегического развития организации
– провести анализ стратегического развития Автономного учреждения физической культуры и спорта Вологодской области «Спортивная школа олимпийского резерва «Витязь»
– предложить меры оптимизации стратегического развития Автономного учреждения физической культуры и спорта Вологодской области «Спортивная школа олимпийского резерва «Витязь»
В ходе проведения исследования и написания курсовой работы использованы теоретические и эмпирические методы исследования.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты стратегического развития организации
1.1 Понятие стратегического развития современной организации
Для изучения стратегии организации рассмотрим определение понятия «стратегия» в научной и учебной литературе.
Строго понятийного содержания понятия «стратегия» на сегодняшний день отсутствует. Одним из первых авторов, который дал определение понятию «стратегия» является Чандлер А., согласно ему «стратегия – это определение основных долгосрочных целей и задач организации и утверждение курса действий, распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей». Стратегическое планирование – это процесс разработки стратегии и основных методов их осуществления .
Страте¬гическое планирование охватывает все сферы деятельности организации, оно также связано с переменами, которые могут коснуться хозяйствующего субъекта в планируемом периоде .
В менеджменте под стратегией понимается долгосрочное качественно определенное направление развития организации, определяющее сферу, средства и виды ее деятельности, внутреннюю среду предприятия, местоположение предприятия во внешней среде, относительно конкурентов, потребителей и других субъектов, которое приведет организацию к поставленным целям .
Стратегию можно представить в виде набора правил, применяемых руководством для выработки управленческих решений, для выполнения заявленной миссии и достижения хозяйственных целей организации. При этом стратегия позволяет определить инструменты, средства, способы и последовательность действий, использование или выполнение которых приведет к желаемому результату.
А. Чандлер указывает на третий элемент стратегии – ресурсы, которые в определенный момент могут стать ограничением при реализации стратегии предприятия. Основными ресурсами предприятия являются финансовые, материальные и трудовые.
Иногда ограничителями могут стать: пространственные ресурсы (внутренняя и внешняя инфраструктура предприятия, например наличие складских или производственных помещений), ресурсы организационной системы управления (невозможность перехода к другой организационной структуре) или отсутствие или недостаток информационных ресурсов .
Таким образом, оптимальным для предприятия выступает поиск наилучшего соотношения между целями и программами, которые обеспечивают их реализацию, с одной стороны, и распределение трудовых, материальных, финансовых, информационных, а также других видов ресурсов, с другой стороны, целей организации, определяющих результат достижения цели, стратегия позволяет определить инструменты, средства, способы и последовательность действий, использование или выполнение которых приведет к желаемому результату .
Стратегия организации – это концепция бизнеса, в основе кото¬рой лежат желания личности (собственника) реализовать себя по¬средством ведения бизнеса. Чтобы реализовать свои идеи, нужно привлечь к бизнесу других участников и принять во внимание их интересы .
Стратегии организации бывают разных видов или в различных областях, так выделяют следующие стратегии: финансовую, маркетинговую, кадровую, сбытовую стратегию. Стратегические альтернативы существуют в достаточно большом количестве . Так, если исходить из установленных приоритетных целей, то можно выделить:
стратегию рекламы и продвижения. Она предполагает осуществление гибкого приспособления деятельности предприятия к существующим рыночным условиям, при которых учитывается позиция товара на рынке, уровень затрат на его исследование, комплекс мероприятий по осуществлению сбыта и так далее;
стратегию нововведений (также известна как инновационная политика). Предполагает объединение различных аспектов деятельности, которые в совокупности позволяют внедрять новые технологии и виды продукции;
стратегию капиталовложений. Предполагает определение уровня инвестиций на основе расчета масштаба выпуска определенных видов продукции и/или деятельности всего предприятия в целом;
стратегию зарубежного инвестирования. Предполагает создание собственных производственных предприятий за границей;
стратегию развития. Направлена на реализацию и достижение установленных целей, а также устойчивых темпов развития и успешного функционирования фирмы в целом, равно как и ее дочерних компаний и филиалов.
Процесс разработки стратегии развития представляет различную степень объединения отдельных этапов планирования.
Определение миссии и целей организации являются начальным и самым важным этапом при разработке стратегии развития (рисунок 1).
Миссия и цели
Анализ внешней среды Анализ сильных и слабых сторон
Оценка стратегии
Реализация стратегии Анализ альтернатив и выбор стратегии
Рисунок 1 – Этапы разработки стратегии развития организации
Миссия и цели выступают ориентирами для всех следующих этапов и одновременно накладывают определенные ограничения на направления деятельности при анализе альтернатив развития .
Проводя анализ внешней среды, менеджеры должны выявить положительное или отрицательное влияние этих факторов на развитие организации.
Производственная стратегия сосредотачивается на анализе и выявлении потребностей в производственных мощностях, оборудовании, основных элементах производственного процесса и т.д. Здесь главными аспектами выступают контроль издержек и повышение эффективности производственной операции .
Анализ и выявление основных качественных и количественных характеристик продукта в целях эффективной реализации на рынках – это цели маркетинговой стратегии компании .
Здесь определяется наиболее эффективный состав комплекса маркетинга (исследований рынка, товарной и ценовой политики, каналов распределения и стимулирования сбыта) .
Управление персоналом, особенно на крупных предприятиях, выступает одним из важнейших направлений планирования, так как наряду с материалами расходы на оплату труда являются наиболее значимыми. Вследствие этого, целесообразным с точки зрения менеджмента будет выделение стратегии управления персоналом, разрешающей вопросы повышения привлекательности труда, мотивации сотрудников и аттестации работников, определения эффективной занятости и т.п. Рассмотрим эту стратегию более подробно.
Стратегия управления персоналом при своей масштабности является, пожалуй, второй по значимости после общей стратегии компании. Сложность работы в сегменте разработки стратегии управления персоналом состоит во множественности факторов влияния.
Механизмом реализации и улучшения процессов стратегического развития является цикл Э. Деминга – PDCA, который означает следующее:
PLAN – планирование – включает разработку и документирование процессов, процедур их выполнения и необходимых параметров,
DO – выполнение – включает строгое применение разработанных процедур и управление запланированными действиями,
CHECK – проверка результативности, – включающая измерение и мониторинг параметров процессов, использование механизмов «встроенного» в процессы контроля, самоконтроля, внутренних аудитов и внешних согласованных оценок,
ACT – коррекция – включает меры по улучшению процессов, устранение несоответствий и их причин.
Одна из важнейших (и наиболее часто совершаемых) ошибок, провоцирующих боязнь стратегического планирования в будущем, состоит в том, что собственники и руководители компаний, при оценке вектора развития ориентируются в первую очередь на амбиции, ставя нереальные и недостижимые задачи перед сотрудниками.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.11.1994 № 51–ФЗ (ред. от 09.09.2021). – Режим доступа: КонсультантПлюс, в локальной сети вуза.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 26.04.2007 № 63–ФЗ. – Режим доступа: КонсультантПлюс, в локальной сети вуза.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: федер. закон от 31.07.1998 № 146–ФЗ. – Режим доступа: КонсультантПлюс, в локальной сети вуза.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.12.2001 № 117–ФЗ. – Режим доступа: КонсультантПлюс, в локальной сети вуза.
5. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: федер. закон от 05.04.2013 № 44–ФЗ. – Режим доступа: КонсультантПлюс, в локальной сети вуза.
6. Об автономных учреждениях [Электронный ресурс]: федер. закон от 03.11.2006 № 174–ФЗ. – Режим доступа: КонсультантПлюс, в локальной сети вуза.
7. Абрамов, В. С. Стратегический менеджмент : учебник и практикум для вузов / В. С. Абрамов, С. В. Абрамов ; под редакцией В. С. Абрамова. – 2–е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 444 с.
8. Антонов, Г.Д. Стратегическое управление кредитной организацией [Текст]: учеб. / Г.Д. Антонов. – М.: ЮНИТИ, 2020. – 270 с.
9. Ансофф, И. Стратегический менеджмент [Текст]: учеб. пособие / И. Ансофф. – М.: ЮНИТИ, 2020. – 252 с.
10. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия [Текст]: учеб. пособие / И. Ансофф. – М.: ЮНИТИ, 2017. – 285 с.
11. Банк В.Р., Банк С.В., Тараскина А.В. Финансовый анализ: учеб.пособие . М.: Проспект, 2016. – 352 с.
12. Батьковский А.М., Клочков В.В., Фомина А.В. Управление развитием материально–технической базы предприятий в условиях диверсификации // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2019. – №6. – С. 46–49.
13. Басовский, Л.Е. Современный стратегический анализ. Стратегическое планирование и управление [Текст]: учеб. / Л.Е. Басовский. – М.: Дашков и К°, 2019. – 288 с.
14. Круглов, Д. В. Стратегическое управление персоналом : учебное пособие для вузов / Д. В. Круглов, О. С. Резникова, И. В. Цыганкова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 168 с.
15. Каменнова, М. С. Моделирование бизнес–процессов. В 2 ч. Часть 2 [Текст]: учебник и практикум для вузов / Каменнова М. С., Крохин В. В., Машков И. В. – Москва: Юрайт, 2021. – 228 с.
16. Касьяненко, Т. Г. Анализ и оценка рисков в бизнесе [Текст]: Учебник и практикум для вузов / Касьяненко Т. Г., Маховикова Г. А. – 2–е изд. – Москва: Юрайт, 2020. – 381 с.
17. Коргова, М. А. Менеджмент. Управление организацией [Текст]: учебное пособие Для СПО / Коргова М. А. – 2–е изд. – Москва: Юрайт, 2021. – 197 с.
18. Красильников, С. А. Менеджмент. Управление холдингом [Текст]: учебное пособие для вузов / Красильников С. А., Красильников А. С.; под ред. Красильникова С.А. – Москва: Юрайт, 2021. – 169 с.
19. Кузьмина М.Г., Лузгина О.А. Диверсификация деятельности промышленных предприятий: проблемы и модели управления // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. – 2019. – С. 29–36.
20. Куприна, И.К., Румянцева, Е.Е., Смирнова, Н.В., Бахышов, Р.Д. Оценка эффективности региональной политики по развитию физической культуры и спорта [Текст] / И.К. Куприна, Е.Е. Румянцева, Н.В. Смирнова, Р.Д. Бахышов // Вестник Академии знаний. – 2019. – № 6(35). – С. 158–164.
21. Лахнов, А.Н. Место местного самоуправления в реализации политики развития физической культуры и спорта в Российской Федерации [Текст] / А.Н. Лахнов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – № 6–2(45). – С. 218–222.
22. Лахнов, А.Н. Понятие и сущность муниципальной политики в сфере физической культуры и спорта [Текст] / А.Н. Лахнов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. – № 10–2(37). – С. 44–48.
23. Малюк, В. И. Стратегический менеджмент. Организация стратегического развития [Текст]: учебник и практикум для вузов / Малюк В. И. – Москва: Юрайт, 2020. – 361 с.
24. Маркова, В.Д. Стратегический менеджмент: понятия, концепции, инструменты принятия решений [Текст]: справочная литература / Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук. – 1. – Москва: ООО «Научно–издательский центр ИНФРА–М», 2019. – 320 с.
25. Молчанова, О. П. Стратегический менеджмент некоммерческих организаций [Текст]: учебник для вузов / Молчанова О. П. – Москва: Юрайт, 2020. – 261 с.
26. Николаев Ю. Н. К проблеме развития теории физической культуры [Текст] / Ю.Н. Николаев // Теория и практика физической культуры.– 2017. –№8. –С. 2–6.
27. Пименов, Н. А. Управление финансовыми рисками в системе экономической безопасности [Текст]: Учебник и практикум для вузов / Пименов Н. А. – 2–е изд. – Москва: Юрайт, 2020. – 326 с.
28. Плотников, А. Н. Учет факторов риска и неопределенности при оценке эффективности инвестиционных проектов [Текст]: учебное пособие / А. Н. Плотников. – Москва: ИНФРА–М, 2016. – 80 с.
29. Попов, С. А. Актуальный стратегический менеджмент. Видение – цели – изменения [Текст]: учебно–практическое пособие / Попов С. А. – Москва: Юрайт, 2021. – 447 с.
30. Попов, С. А. Актуальный стратегический менеджмент. Видение – цели – изменения [Текст]: учебно–практическое пособие / Попов С. А. – Москва: Юрайт, 2021.
31. Романов, Е.В. Стратегический менеджмент [Текст] : учеб. пособие / Е.В.Романов. – М.: ЮНИТИ, 2020. – 357 с.
32. Романов, Е.В. Стратегический менеджмент [Текст]: учеб. пособие / Е.В.Романов. – М.: ЮНИТИ, 2020. – 357 с.
33. Русинова, В.С. Стратегический менеджмент: введение и основные понятия. Процесс стратегического менеджмента [Текст] / В.С.Русинова // Университетское управление: практика и анализ. – 2018. − № 4. – С. 9−37.
34. Сидоров, М.Н. Стратегический менеджмент [Текст] : учеб. пособие / М.Н. Сидоров. – М.: Юрайт, 2019. – 270 с.
35. Сидоров, М.Н. Стратегический менеджмент [Текст]: учеб. пособие / М.Н. Сидоров. – М.: Юрайт, 2019. – 270 с.
36. Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент [Текст]: учеб. пособие / А.А.Томсон. – М.: ЮНИТИ, 2019. – 576 с.
37. Ушаков, Д.Н. Большой толковый словарь [Текст]: учеб. пособие / Д.Н. Ушаков. – М.: ЮНИТИ, 2020. – 525 с.
38. Фролов, Ю.В. Стратегический менеджмент. Формирование стратегии и проектирование бизнес–процессов [Текст]: учеб. пособие / Ю.В. Фролов. – М.: ЮНИТИ, 2021. – 345 с.
39. Юферова, А. Г. Сущность программы развития физической культуры и спорта в муниципалитетах на современном этапе / А.Г. Юферова [Текст] // Молодой ученый. – 2019. – № 17 (255). – С. 252–255.