Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Философия решает многие важные вопросы, которые имеют отношение к сущности того или иного общества, взаимодействия его сфер и социальных институтов. Философия играет важную роль в историческом процессе. С этими процессами сталкиваются и другие науки, такие, как экономика, социология, политология, социальная психология и пр. Представители рассмотренных выше наук постоянно обращаются к философии, что позволяет им находить решение важных вопросов. Предмет философии в процессе исторического развития меняется, в зависимости от развития общества, культуры, науки и философии. Каждая философская система определяла по-своему предмет, задачи и сущность философии.
Все философы пытались реформировать философию. Например, античная философия характеризуется определенным отношением человека к миру, пассивно-созерцательным отношением к действительности. Критикуется мифология, создается основа для мыслительного процесса. Философы начинают искать первоосновы мира, появляются такие понятия, как хаос и космос, душа, материя, ум, идея.
Философия же Древнего Востока всегда отличалась своим особым взглядом на мир. Философией Древнего Востока представляет собой комплекс религиозно-философских систем Вавилона, Индии, Египта и Китая. Именно здесь зародились первые мировоззренческие идеи, в которых самым тесным образом переплелись религия, научные знания и мифологии. Многие философские идеи являются до сих пор основой ведения политических диалогов, лежат в основе политических и социологических концепций. К примеру, все мы наслышаны о китайской «мягкой силе». Китай всегда отличался своей специфичной структурой межкультурной коммуникации, политики и идеологии. Китай не был замечен в агрессивной политике. Решение вопросов в политике Китаем – всегда максимально деликатное. Интересно также рассмотреть влияние идеологии конфуцианства на эволюцию китайской цивилизации.
1 Древнеиндийская философская мысль
Западной философией называют философские учения, возникшие в Европе, начиная с Древней Греции, и распространившиеся в эпоху колониальной европейской экспансии на остальные регионы земного шара. Под восточной философией имеются в виду преимущественно философские учения, возникшие в Древней Индии и Древнем Китае и развивавшиеся до XIX в. практически независимо от европейской философии.
О начальном периоде философии в Индии можно судить по древнейшему памятнику письменности – Ведам. Первые записанные философские мысли содержит в основном часть Вед, названная Упанишады (беседы с учителем). В них намечены основные темы и понятия всей традиции индийской философии: учение о переселении душ (сансаре), о карме как законе этого переселения (воздаянии), об отказе от желаний как единственном пути спасения (мокши) и о тождестве атмана (души) и Брахмана (абсолюта, Бога). В индийской философской традиции преобладает мистическое понимание мира и человека.
Фундаментальная идея всей многовековой традиции индийской философии – спасение или освобождение человека от вечного «колесования» страданиями жизни возможно лишь одним путём – выхода из цепи перевоплощений, её прерывания, окончательного прекращения всякого индивидуального существования – т.е. существования в мире множественности, разъединения, майи – вне Единого (Брахмана). Всё есть Брахман, а Брахман есть атман: действительное понимание этого есть одновременно растворение иисчезновение маленького конечного «я», его слияние с Брахманом. Тот, кто знает Брахмана, сам есть Брахман. Как река бесследно исчезает в море, так индивидуальное существование мудрого человека бесследно исчезает в бесконечном и вечном Брахмане, утрачивая имя и форму.
Примерно с середины первого тысячелетия до Р.Х. по европейскому летоисчислению начинается классический период индийской философии. Появляются различные школы и системы философии, личное философское творчество. Однако для всей истории индийской философии характерны подчинение личности традиции, идее, школе, отсутствие стремления к индивидуальному самовыражению и к новизне, второстепенность авторства, невнимание к течению времени и датам, что затрудняет периодизацию и установление авторов тех или иных текстов и идей.
Совокупность школ классического периода принято разделять на две группы: ортодоксальные, т. е. признающие авторитет Вед как священного текста, и неортодоксальные, т. е. не признающие Веды единственным или абсолютно авторитетным источником. Шесть ортодоксальных школ индийской философской традиции обычно объединяют попарно: санкхья и йога, ньяя и вайшешика, веданта и миманса. К неортодоксальным школам причисляют буддизм, джайнизм, чарваку-локаяту и др. Эти школы дифференцируются далее в зависимости от различий во взглядах на те или иные проблемы, в зависимости от различий в толковании канонических текстов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Вебер М., Хозяйственная этика мировых религий. Опыты сравнительной социологии религии. Конфуцианство и даосизм. — Санкт-Петербург: Владимир Даль, 2017. — 444, [1] с.
2) Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 2020. С. 75-95.
3) Евграфов Г., Конфуций: первый учитель Поднебесной // Исторический журнал. — 2020. — № 7 (136). — С. 48-61
4) Канке В.А. Философия: истор. и систем. М.: Логос. 2020.
5) Конфуцианство, даосизм от А до Я : [справочник]. — Москва : АСТ : Восток-Запад, [2007]. — 320 с.
6) Розенберг О.О. Труды по буддизму. - М.: Наука, 1991.
7) Черданцева И.В., Вольферц М.В. Способы постижения истинной реальности в буддийской философии // Философские дескрипты, 2017. № 18. С. 16-18