Фрагмент для ознакомления
2
1. Понятие системы. Система образования. Образовательная (педагогическая) система. Модели (виды) образовательных систем
Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство .
В повседневной практике слово «система» может употребляться в различных значениях, в частности:
– теория, например, философская система Платона;
– классификация, например, периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева;
– метод практической деятельности, например, система Станиславского;
– способ организации мыслительной деятельности, например, система счисления;
– совокупность объектов природы, например, Солнечная система;
– некоторое свойство общества, например, политическая система, экономическая система и т. п.;
– совокупность установившихся норм жизни и правил поведения, например, правовая система или система моральных ценностей;
– закономерность («в его действиях прослеживается система»);
– конструкционный принцип («оружие новой системы»).
Образование является важнейшим звеном в повышении интеллектуального уровня человека. Также образование обеспечивает развитие человеческого капитала и является основной движущей силой экономического роста.
Система образования – модель, объединяющая институциональные структуры (школа, университет, дошкольные образовательные учреждения, дополнительное образование, колледжи, другое), основной целью которых является образование обучающихся в них.
Образовательная система совокупность взаимосвязанных, преемственных образовательных программ, государственных образовательных стандартов и образовательных учреждений, выполняющих социальный заказ общества.
Педагогическая система – совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами. Структурно традиционная педагогическая система состоит из трех компонентов: учащийся, педагог, образовательная среда.
Анализ истории образования с современных позиций показывает, что это борьба и сосуществование разных традиций, что в основе его развития лежала и лежит конкурентная борьба между определенными установками разного генезиса. Это были воззрения, результирующие из доминировавших представлений о природе человека (философских, религиозных, научных); из особенностей признанных традиций и свойств социально-исторического конструкта с определенными идеологическими требованиями; из волюнтаристских и бюрократических представлений людей, ответственных за образование и воспитание; даже зачастую из финансовых возможностей государств и образовательных учреждений, организующих процесс образования. Переплетаясь в разных комбинациях, такие установки определяли и определяют то, как учат и воспитывают .
Система образования находится в постоянном развитии, она вынуждена адаптироваться под вызовы глобальных трансформаций. В течение времени меняется статус знания в обществе, интеллектуальное влияние переходит от ученых к лидерам социальных сетей, преобразуется сам способ легитимации знания, спрос на систему профессиональной подготовки определяется не столько предложением работодателей, сколько требованиями мировой системы разделения труда и т.д. Однако не все национальные системы образования способны быстро и эффективно подстраиваться под такие глобальные изменения, хотя именно от этого и зависит успешность экономического развития каждой страны. Адаптивность системы образования обусловлена особенностями реализуемой модели государственного управления в этой сфере и от используемого инструментария воздействия на нее.
Реализуемая модель государственного управления образованием в России базируется на методологической установке необходимости тотального участия государства в реализации функции образования. При этом используются различные инструменты государственного регулирования, заимствованные из разных парадигм управления, которые исключают друг друга, тем самым снижая эффективность государственного управления. Основной целью настоящей статьи является описание существующей проблемы в терминах методологии государственного управления.
Американский педагог и историк педагогики Пол Монро (1869–1947) в своем фундаментальном исследовании «История педагогики» (Монро, 1914) выделил три сложившиеся к моменту издания книги государственные модели управления образованием: 1) континентальную (Франция, Германия, Италия и Россия), 2) англосаксонскую (Великобритания, Австралия и Канада) и 3) смешанную (США) .
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 53 (часть I). – Ст. 7598.
3. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. – 2008. – № 47. – Ст. 5489.
4. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы» (утратил силу в связи с досрочным прекращением реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы) // Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 2. – Ст. 541.
5. Акимова А. Н. Текущее состояние и перспективы развития государственного управления системой образования в России / А. Н. Акимова, Д. В. Завальский, А. В. Лубин, И. А. Межин, Т. В. Новицкая // Актуальные вопросы современной экономики. – 2020. – № 7. – С. 182-186.
6. Беляков C. A. Новые лекции по экономике образования; – М.: МАКС Пресс, 2007. – 424 с.
7. Большой Российский энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2009. – 1887 с.
8. Булаева, М. В. К вопросу о модели государственного управления образованием в современной России / М. В. Булаева // Общество: социология, психология, педагогика. – 2022. – № 3(95). – С. 16-19.
9. Гузеев, М. С. Социальные аспекты функционирования высшего образования в США / М. С. Гузеев // Вопросы педагогики. – 2020. – № 7-2. – С. 31–34.
10. Гусева, Е. С. К вопросу о реализации основных принципов управления образовательными системами / Е. С. Гусева, А. В. Ковалева // Преемственность в образовании. – 2021. – № 28(3). – С. 511-516.
11. Иващенко, А. В. Направления государственной политики в сфере образования / А. В. Иващенко, И. Н. Самойлова // Моя профессиональная карьера. – 2021. – Т. 1. – № 22. – С. 267-270.
12. Крестинский, И. С. Движущие силы развития образования: Ключевые понятия и модели / И. С. Крестинский // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2019. – № 2(47). – С. 127-136.
13. Особенности управления образовательной системой / В. А. Ротанова, А. А. Власова, А. И. Торопова [и др.] // Современные научные исследования и инновации. – 2019. – № 12(104). – С. 62.
14. Патрахина, Т. Н. К вопросу о применении проектно-целевого подхода в стратегическом управлении системой образования // Молодой ученый. – 2015. – №16. – 291-293 с.
15. Харченко, Л. Н. Программно-целевое управление региональными образовательными системами: монография / Л. Н. Харческо. – М. – Берлин: Директ-Медиа, 2014. – 126 с.
16. Шмырева, Н. А. Инновационные процессы в управлении педагогическими системами: учебное пособие / Н. А. Шмырева. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2014. – 108 с.