Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Цикл очерков «За рубежом» занимает особое место в литературном наследии М.Е. Салтыкова-Щедрина. Это единственное крупное произведение писателя, в котором дана широкая разработка иностранного материала, нарисована цельная, глубоко критическая картина политической жизни, нравов, культуры современной писателю Западной Европы.
Актуальность контрольной работы определяется следующими особенностями цикла:
1) в произведении «За рубежом» отражена тесная связь беллетристики и политики, характерная для некоторых произведений писателя;
2) несмотря на то, что произведение написано на иностранном материале, писатель постоянно сопоставляет свои наблюдения над западной жизнью с положением дел в России, сплав «зарубежного» и «отечественного» характерен для всех элементов произведения.
Анализ произведения позволит установить, каким образом писатель формирует связь беллетристического жанра путевого очерка и политической проблематики, актуальной для России конца XIX в.
Цель работы – изучить взаимосвязь беллетристики и политики в цикле очерков «За рубежом».
Задачи работы:
1) познакомиться с историей создания и особенностями цикла очерков «За рубежом»;
2) проанализировать особенности взаимосвязи беллетристики и политики в цикле очерков «За рубежом».
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЦИКЛА ОЧЕРКОВ «ЗА РУБЕЖОМ»
Работа над циклом очерков «За рубежом» началась в ходе заграничной поездки М.Е. Салтыкова-Щедрина летом – осенью 1880 г. Первая глава была начата в Швейцарии, продолжена в Германии и завершена во Франции, вторая глава была полностью написана в Париже, остальные пять глав были завершены в России. Произведение было опубликовано в журнале «Отечественные записки» в 1880 – 1881 гг.
Цикл «За рубежом» написан в форме путевых очерков или дневника путешествий. Последовательность очерков-глав книги точно отражает маршрут поездки М.Е. Салтыкова-Щедрина: Германия – Швейцария – Франция – Бельгия.
По мнению С.А. Макашина, «За рубежом» - одна из великих русских книг о Западе. Она стоит в ряду таких произведений нашей литературы, как «Письма русского путешественника» Карамзина, «Письма из Avenue Marigny» Герцена, «Зимние заметки о летних впечатлениях» Достоевского, «Больная совесть» Гл. Успенского и предшествует «Прекрасной Франции» Горького и гениальным «Скифам» Блока» .
В то же время цикл очерков содержит в себе постоянные отсылки к российскому материалу, к российской действительности. Это отмечали уже современные М.Е. Салтыкову-Щедрину критики. По словам Е. Картавцева, «О чем бы ни говорил Щедрин, касающемся Запада, он ни на минуту не может забыть свои родные отношения и хоть в двух-трех коротеньких фразах, а проведет-таки аналогию, неожиданность и яркость которой неотразимо действует на читателя» .
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Картавцев Е. Щедрин во Франции // Киевлянин. – 1881. – № 58. – С. 1-2.
2. Макашин С.А. Комментарии: М.Е. Салтыков-Щедрин. За рубежом // Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений в 20 томах. – М., 1972. – Т. 14. – С. 527-565.
3. Оболенская С.В. Германия и немцы глазами русских (XIX в.). – М., 2000. – 210 с.
4. Павлова И.Б. Споры о судьбе России (Салтыков-Щедрин и Достоевский) // Вестник МГОУ. – 2010. – № 4. – С. 104-109.
5. Порошкова И.Л. Путевые очерки М.Е. Салтыкова-Щедрина «За рубежом» в русской литературе путешествий // Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина. – Минск, 1975. – С. 29-53.
6. Салтыков-Щедрин М.Е. За рубежом // Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений в 20 томах. – М., 1972. – Т. 14. – С. 7-243.
7. Туманов О.Н. Деятельность русских писателей и публицистов по формированию отношения российского общества к Западной Европе (конец XIX – начало XX века). – М., 2010. – 236 с.