Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Социальное проектирование как отрасль социологической науки появилось в XX в., именно в тот момент, когда стал понятен и более очевиден тот факт, что игнорирование социальных аспектов, направленных на развитие жизни определенных ценностей у общества и его социальной среды, чревато огромными издержками и пробелами в области функционирования современного общества. Необходимо отметить, что социальное проектирование – это, прежде всего, создание, разработка или конструирование определенной группой или определенной организацией, которые имеют общие задачи, действий или планов, направленные на достижение поставленной цели в области социальной среды.
В социальном проектировании преобладают определенные основы, которые закрепляют эту отрасль в сфере научной деятельности и одной из них являются правовые основы, закрепленные в определенных нормативных актах, которые в свою очередь выделяют роль права в социальном проектировании.
Правовой аспект институционализации социального порядка, который входит в основы социального проектирования в Российской Федерации, означает наделение нормативно-правовой системы общества обоснованным юридическим статусом, т.е. создает гражданскую правоспособность и обязательным определением обязанностей в сферах общественных отношений, которые устанавливаются государственными учреждениями и организациями.
Институционализация охватывает несколько сфер нормативноправового аспекта, который регулирует отношения как индивидуальных, так и коллективных членов общественных отношений. Это такие отношения как: отношения по обеспечению порядка в правовой системе, отношения по властному управлению общества, а также отношения по обмену и передачи ценностями. Если взять социологическую часть институционализации социального порядка, то она не закрепощена и не ограничена определенными правовыми установлениями, но включает в себя культурные способы объяснения и оправдания социальных и политических отношений, а также их познавательных процессов и нормативное истолкование, объяснение идеи, образной системы, как признанной моральной значимости компонента порядка, который входит в конституцию, и других нормативных актов, находящихся на уровень ниже в правовой системе.
Следовательно, если правовой порядок поддерживается не обязательно санкциям в области юриспруденции, но и моральной обязательностью, то он трансформируется из порядка по осуществлению власти, который является исключительно правовой категорией, обозначающий юридическое оформление власти, закрепленное в определенных актах нормативно-правовой сферы, в порядок, где признается авторитет власти, ее одобрение народом.
1. Понятие социального проектирования
На сегодняшний день, понятие «социального проектирование» трактуется по-разному, невозможно найти в научной литературе единого подхода к толкованию этого термина. Само понятие «проектирование» означает «брошенный вперед» и берет истоки от латинского «projectus». Это, прежде всего, создание прототипа объекта или его состояния, к которому нужно стремиться при осуществлении той или иной регулируемой и контролируемой управленческой деятельности, на основании поставленных целей и задач.
Социальное проектирование – это осуществление и образное видение субъектом управленческой деятельности процесса, направленного на достижение социально ориентированной цели, конкретизированной по времени, ресурсам и времени. В нашем случае, субъектом управленческой деятельности будут органы местного самоуправления и бизнес. Их деятельность будет рассматриваться в рамках развития муниципального образования.
Разрабатываемый социальный проект может включать в себя сразу несколько аспектов и форм социального взаимодействия. К примеру, государственная программа доступная среда ставит несколько целей: создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни .
Форма социального проектирования подразумевает тесное взаимодействие, таких процессов как прогнозирование, планирование, управления и распределение обязанностей, диагностика, развитие и усовершенствование технологий и специфики социальной работы. В последнее время, все больше растет спрос на проектирование социальных систем.
Такое проектирование создано для определения дальнейшего состояния социального проекта или процесса его реализации в рамках программы или плана. Социальное проектирование, как процесс, требует большого внимания, строгой структурности, правильной постановки целей и задач при составлении или формировании проекта. Социальное проектирование в практике социальной работы имеет тесную связь с
Фрагмент для ознакомления
3
1. Атамась Е.В., Гетманцев К.В., Мясникова Т.А. Социальное проектирование как часть стратегии социально-экономического развития // Экономический рост как основа устойчивого развития России. Сборник научных статей 4-ой Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х томах. 2019. С. 67-69.
2. Акбашева А.Р. Роль социального проектирования в модернизации социальной сферы // Государство будущего: актуальные проблемы социально-экономического и политико-правового развития: сборник статей V Международной научно-практической конференции, посвящённой 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 21 мая 2020 г. Уфа Издательство УГНТУ 2020. 2020. С. 365-368.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 2020. № 11. Ст. 1416.
4. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 26 (часть I). Ст. 3378.
5. Распоряжение Минэкономразвития России от 14.04.2014 № 26Р-АУ «Об утверждении Методических рекомендаций по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти» // СПС «КонсультантПлюс».
6. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 20. Ст. 2817.
7. Пищаева А.С., Пеньков А.С. Социальное проектирование в сфере социальной работы как эффективный способ развития гражданского общества // Современные тенденции развития и перспективы внедрения инновационных технологий в машиностроении, образовании и экономике. 2020. Т. 6. № 1 (5). С. 177-179.
8. Постановление Правительства РФ от 21.11.2019 № 1491 «Об организации проведения субъектами Российской Федерации в 2019 - 2024 годах пилотной апробации проектов социального воздействия» // Собрание законодательства РФ. 2019. № 48. Ст. 6836.
9. Региональные проекты Санкт-Петербурга // Интернет-сайт Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга. http://cedipt.spb.ru/monitoring-pokazatelej/iniciativy-prezidenta-rf/informaciya-ob-ispolnenii-ukaza-prezidenta-rossijskoj-federacii-204-ot/regionalnye-proekty-sankt-peterburga (дата обращения: 01.05.2022).
10. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.01.2022 № 56 «О Порядке предоставления в 2022 году субсидии социально ориентированной некоммерческой организации в рамках регионального проекта «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях» национального проекта «Производительность труда» // СПС «КонсультантПлюс».
11. Зауэрвайн Л.Т., Балабанов П.И. Социальное проектирование как способ управления социальными процессами // Труды ГПНТБ СО РАН. 2018. № 13-1. С. 46-48.
12. Постановление Правительства Москвы от 10.08.2021 № 1224-ПП «О реализации в городе Москве проекта «Социальный контракт» // Вестник Москвы. № 9. 17.08.2021.