Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одна из актуальных проблем российского общества - совершение суицидов среди молодого поколения. В основном - это старшеклассники и студенты вузов; у одних - оставленная без ответа первая любовь, у других - острые отношения между сверстниками, у третьих - непонимание со стороны родителей дома. Молодые люди очень восприимчивы, взрослея, они считают себя уже взрослыми, полностью осознающими происходящее, сами принимают важные решения, шаги к их осуществлению. Здесь они встречаются с проблемами, недопониманием. Не найдя понимания, ответа второй стороны, их ноша становится невыносимой, не найдя другого выхода из сложившейся ситуации, молодой человек принимает, на его взгляд единственно верное решение: покончить жизнь самоубийством.
Россия продолжает оставаться одной из стран, где процент совершения самоубийств наиболее высок. Наиболее опасный для суицида возраст - около 30 лет - стал уменьшаться до 24-х и даже 15-ти лет, суицидологи были вынуждены констатировать страшный показатель «помолодевшего суицида». Количество детей и подростков, пытающихся свести счёты с жизнью, с каждым годом растёт примерно в полтора раза.
Исходя из данных статистики, исторических фактов, современных подсчетов, видно, что проблема суицида была и остается одной из острых проблем общества. Особенно актуальна на сегодняшний день проблема суицидальности подростков.
Основные задачи работы:
1. изучить особенности суицидального поведения подростков и молодых людей;
2. рассмотреть меры профилактики суицидальности подростков и молодых людей
Особенности суицидального поведения подростков и молодых людей
Суицидальное поведение представляет собой проявление суицидальной активности. Оно непосредственно включает в себя суицидальные мысли, намерения угрозы, высказывания, суицидальные попытки и покушения. При суицидальном поведении истинном, намерение лишить себя жизни не только вполне обдуманно, но и зачастую долго «вынашивается».
Следует понимать, что подростковый суицид гораздо сложнее, чем может на первый взгляд показаться. В психологии период подросткового возраста описывается как кризисный период. Это момент перехода во взрослую жизнь из детства. Подросток — это еще не взрослый, но уже не ребенок. У него возникает новообразование — «чувство взрослости», а новых ценностей, смыслов взрослой жизни, форм взаимодействия в окружающем мире еще не сформировано. В данный период ведущей деятельности является общение со сверстниками. Быть в своем окружении принятым одноклассниками и друзьями становится значительно важнее, чем у взрослого человека. Трудный кризисный период подросткового возраста отличается не только внутренними конфликтами, но и возникновением огромного количества конфликтов с миром. Мир для него выступает пока непонятным, пугающим и неясным. Попытка войти во взрослый, новый мир связана с проблемами, которые подросток не способен решить самостоятельно, и не в силах объяснить это людям его окружающим. Подростки, в большинстве случаев, более чувствительно, более импульсивно и сердито реагируют на события, чем люди других возрастов. Внушаемость, стремление подростков подражать другим, в том числе тем, кто пытается покончить с собой, может формировать основание для суицида [1].
Суицид у подростков по большей части рассматривается в качестве результата того, что крик о помощи не был вовремя услышан. Но, помимо этого, это поступок, посредством которого девушка или юноша пытается привлечь к себе внимание других людей.
В зарубежной и отечественной литературе очень часто применяют следующую классификацию суицидального поведения: демонстративное поведение, истинно суицидальное поведение и аффективное поведение.
Демонстративное поведение представляет собой стремление подростка обратить внимание на свои проблемы и на себя, продемонстрировать, как ему сложно справляться с ситуациями в жизни. Это своеобразная просьба о помощи. В большинстве случаев, демонстративные суицидальные действия осуществляются не с целью лишить себя жизни или причинить себе реальный вред, а с целью напугать окружающих людей, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое неправильное к нему отношение. В случае демонстративного поведения способы суицидального поведения в большинстве случаев проявляются в виде отравления неядовитыми лекарствами, порезов вен, изображения повешения [2].
Аффективное суицидальное поведение является суицидальными действиями, которые были совершены под влиянием ярких эмоций. В подобных случаях подросток действует преимущественно импульсивно, не имея четкого плана действий. Зачастую, сильные негативные эмоции — гнев, обида — затмевают реальное восприятие окружающей действительности, и подросток, ими руководствуясь, совершает суицид (прибегают к отравлению сильнодействующими или токсичными препаратами, к попыткам повешения).
Истинное суицидальное поведение отличается вполне продуманным планом действий. Подросток тщательно готовится к совершению суицидального действия. При данном типе суицидального поведения подростки могут оставлять записки, которые адресованы друзьям и
Фрагмент для ознакомления
3
1. Черепанова, М.И. Социальные условия и факторы суицидального поведения молодежи / М.И. Черепанова // Известия Алтайского государственного университета. - 2010. - №2-2. - С. 231-234.
2. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. - М: Гаудеамус, 2007. - 336 с.
3. Лапшин, В. Е. Суицид в молодежной среде и проблемы его профилактики / В. Е. Лапшин // Вестник Владимирского юридического института. - 2014. - №1. - С. 99-102.
4. Егорова, В.Н. Личностные особенности подростков с суицидальными склонностями / В.Н. Егорова, А.А. Макарова // Практическая педагогика - 2013. - №3. - С. 61-66.
5. Ефимова, О.И. Суицидальное поведение в подростковом возрасте / О.И. Ефимова // Успехи современного естествознания. - 2005. -№11. - С. 93-95.
6. Бойко, Я.А. Суицидальное поведение подростков: предпосылки, проблемы профилактики / Я. А. Бойко, И. В. Савельева // Наука и современность. - 2012. - № 19-2. - С. 184-189.
7. Розанова, В.А. Перспективы предикции суицидального поведения подростков / В.А. Розанова // Клинико-лабораторный консилиум. - 2010. - №1. - С. 35-40.
8. Руженков, В.А. Самоубийства учащейся молодёжи (раннее выявление и предотвращение) / В.А. Руженков, В.В. Руженкова -Белгород: Белгород, 2012. - 128.
9. Шелехов, И.Л. Суицидология: учебное пособие / И.Л Шелехов, Т.В. Каштанова, А.Н. Корнетов, Е.С. Толстолес. - Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2011. - 203 с.
10. Дмитриева Н.В., Короленко Ц.П., Левина Л.В. Психологические особенности личности суицидальных подростков // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. - No 1-1 (61). - С. 127-134.