Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современный век продолжает вносить свои коррективы и в воспитание детей и подростков, в становление и развитие современной молодежи. XXI век дает возможности разнообразного количества доступных СМИ, расширенной реализации личности, поиска себя, развития технологий и инноваций. Все перечисленное существует наряду с кризисом политической системы, экономической нестабильности, террористической угрозы в мире.
Если рассматривать ситуацию в нашей стране, то молодежь все больше направлена на поиск защиты своих прав и интересов, создавая разные институты и организации от органов школьного и студенческого самоуправления для молодежных парламентов, молодежных правительств и разных организаций общественности. Одновременно с этим, увеличивается количество участников политических организаций, особенно среди молодежи. Молодое поколение все более открыто заявление о своей потребности формировать новое государство, новую экономическую систему, новую политику. Как полагает И. М. Ильинский, сейчас – время говорить о принципиально новом понимании молодежи, главным в котором является установление точки зрения на молодое поколение как на возраст, который не сводится к возрастной специфике и отклонениям от нормы (незрелость, неразумность и др). Напротив, молодость представляет сейчас наиболее ценный для современного социума период человеческой жизни, когда человек более чем когда-либо открыт новому, не зациклен на прежних установках, активно направлен на самоутверждение и самореализацию .
Студенчество и в прошлом и сегодня является весьма динамичным и специфическим социальным слоем населения, которое по своим характеристикам достаточно сильно выделяется от всех других слоев населения. В первую очередь своими видами потребностей, идеологическим становлением и мобильностью влияния.
Актуальность изучения такой общественной группы молодежи, как студенчество, определяется тем, что в развитом обществе повысилась значимость высшего образования, роль студенчества в жизни общества возрастает и увеличивает его количество. Студенчество является не только источником пополнения квалифицированных кадров, интеллигенции, но и само составляет довольно многочисленную и важную социальную группу.
Наиболее активной и инициативной частью молодежи выступает студенчество. Студенческая молодежь высших учебных заведений представляет интерес как поколение, которое через значительный образовательный уровень, активный трудоспособный возраст, динамического социального поведения в ближайшем будущем займет место основной интеллектуальной и производительной силы в обществе. Студенчество как в фокусе вбирает в себя наиболее значимые социальные характеристики молодежи.
Целью данной работы является рассмотрение социальных проблем современного студенчества; вопроса реализации молодежной политики в вузах (на примерах Санкт-Петербурга).
1 Социальный статус студенчества. Проблемы студентов
Стоит понимать, что студенчество – это не только молодежь, которая учится в высших учебных заведениях и является потенциальной базой квалифицированных кадров страны, а также специфическая социально-демографическая и социокультурная группа населения, которая объединяет молодежь высших учебных заведений России и по характеру своей деятельности, взглядами, ценностными ориентациями очень близка к интеллигенции. Считаем, что интеллигенция, а точнее та ее часть, которую мы называем интеллектуальной элитой, играет основную (если не главную) роль в продуцировании и трансляции ценностно-нормативных ориентаций того или иного общества. Поэтому так важно исследовать студенчество как резерв формирования интеллектуальной элиты и двигатель развития как экономического, так и духовного потенциала российского общества. Понятно, что массовое стремление молодежи к получению высшего образования расширяет социальный вектор студенчества, то есть той социально-культурной общности, которая характеризуется только ей присущими чертами и принадлежность к которой требует от молодых людей определенных скоординированных действий в направлении самообразования и самовоспитания.
Учитывая социально-демографические, социально-экономические и общественно-политические факторы, студенчество является, и всегда будет оставаться перспективной частью общества в силу своего возраста, физического потенциала, духовных сил и нереализованных возможностей. Поэтому студенчество – это, как правило, молодежь, которую отличают от других слоев и прослоек населения, следующие основные критерии: возрастной, социальный, психологический, а часто и духовный. Несмотря на это, следует заметить, что специфика молодежи как объекта социологии состоит в том, что процессы, происходящие в ее среде, имеют гораздо большую социальную значимость, чем среди людей, принадлежащих к другим слоев и возрастных групп. Несоответствие между биологическим,
Фрагмент для ознакомления
3
1) Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. - М.: Голос, 2020.
2) Карина О. В., Исследование смысложизненных ориентаций студентов в образовательной среде // Инновации в образовании. — 2020. — № 5. — С. 60-67
3) Пузанова Ж. В., Влияние обучения в вузе на изменение ценностных ориентаций обучающихся // Высшее образование в России. — 2021. — № 4. — С. 99-105
4) Аласания К. Ю., Социально-политическая активность современного российского студенчества: векторы, ценности, жизненные установки (на примере МГУ имени М. В. Ломоносова) // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. — 2020. — № 5. — С. 35-40
5) Шуклина Е. А., Студенты о доверии к вузу: типологические характеристики // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2020. — Т. 26, № 4 (201). — С. 177-180
6) Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года// http://static.government.ru/media/files/ceFXleNUqOU.pdf (дата обращения 01.05.2022)
7) Ибрагимова О. В., Юсупова А. М. Работа с молодежью в условиях глобализации//Инновационный потенциал молодежи: патриотизм, образование, профессионализм. 2019.
8) Коряковцева О.А. Государственная молодежная политика как фактор общественно-политической активизации молодежи в постсоветской России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. Ярославль, 2020.
9) Осипова Л. Б., Панфилова Е. А. Молодежная политика как фактор развития социальной активностимолодежи //Вестник Челябинского государственного университета. 2019. No 24 (353). Философия. Социология. Культурология. Вып. 34. С. 61-65
10) Подъячев К.В.,. Халий И.А. Государственная молодежная политики в современной России: концепт и реалии// Вестник РУДН. Серия: СОЦИОЛОГИЯ. 2020. Т. 20. № 2. С. 265-270
11) Молодёжная политика Университета промышленных технологий и дизайна// https://nstar-spb.ru/news/students/molodyezhnaya-politika-universiteta-promyshlennykh-tekhnologiy-i-dizayna2432/? (дата обращения 01.05.2022)