Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Прагматизм (от греч. - дело, действие) - позитивистское философское учение, рассматривающее значение понятий, суждений в терминах практических последствий основанного на них действия, успешность которого составляет единство критерий истинности и отождествляется с нею. Основные идеи прагматизма были высказаны Пирсом в 70-х годах, но лишь с конца 90-х годов благодаря работам Джемса прагматизм получил популярность и быстро вошел в моду. Тогда же к прагматизму примкнул Дьюи, который, начав с прагматистской интерпретации логики и теории познания, дал в последующие десятилетия всестороннюю разработку прагматизма в его инструменталистском варианте, превратив его в универсальный метод мышления, в «почти официальную философию» США, где прагматизм представляют также Г. Кэллен, Хук, К. И, Льюис. Среди наиболее известных прагматистов могут быть названы: в Англии - философ К. С. Шиллер, в Италии - Папина и Преццолини, в Китае - Ху Ши.
В русле прагматизма на общей субъективно-идеалистической основе развиваются различные его варианты. Пирс обычно стремился трактовать прагматизм - как логическую теорию значения, хотя и не смог избежать смешения логического и психологического моментов. У Джемса прагматизм носит более субъективистский характер, его теория познания строится на понятии непосредственного чувств, опыта, функция познания и истины сводится к успешному «вождению» от одной совокупности переживаний к другой, а ценность понятий определяется их отнесенностью к ощущениям.
Другое новшество, предложенное прагматизмом - это теория значения. Пирс был, возможно, первым мыслителем, который попытался ввести понятие значения в философию, придав ему строгий логический смысл. Суть прагматистского понимания значения выражена в принципе Пирса: «Рассмотрите, каковыми являются те практические последствия, которые могут быть произведены объектом понятия. Понятие обо всех данных последствиях и представляет собой понятие объекта».
1.Философия прагматизма
Прагматизм - философское учение, рассматривающее действие, целесообразную деятельность в качестве центрального, определяющего свойства человеческой сущности. Его основнын представители (Уильям Джеймс, William James, 1842-1910, Чарлз Сандерс Пирс, Charles Sanders Peirce 1839-1914, Джон Дьюи, John Dewey, 1859-1952).
Прагматизм как философское течение возник и сложился в США. В 70-х годах XIX в. основные принципы этой философии были высказаны как бы мимоходом крупным американским логиком Чарлзом Пирсом (1839–1914). Они были развиты в более популярной форме Уильямом Джемсом (1842–1910). Главным основоположником современного прагматизма в США был Джон Дьюи (1859–1952) [6].
В начале XX в. прагматизм проник в Европу и приобрел энергичных защитников в лице английского философа Ф. Шиллера, итальянцев Папини и Преццолини и др. Перед второй мировой войной он получил некоторое распространение в Чехословакии (К. Чапек, И. Фишер) и весьма значительное — в Китае (Ху Ши). Прагматизм оставил свой след и во многих других странах, но нигде не играл такой роли, как в США, где он внедрился во все сферы духовной жизни и на ряд десятилетий подчинил себе систему народного образования. Выход прагматизма в широкую публику сопровождался большим шумом. Прагматисты заявили о произведенном ими «коперниковском перевороте», о полной «реконструкции в философии». Они уверяли, что нашли наконец ключ к решению вековечных вопросов философии, поняв, что смысл философских проблем заключается в практическом отношении к человеческой жизни. Философия, по утверждениям прагматистов, должна заниматься не «проблемами философов», а «человеческими проблемами», иначе говоря, человеческими целями и средствами их достижения; она должна быть преобразована в интересах того, что выгодно для нашей жизни. Эти декларации соблазнили немало людей, особенно в США, где интерес к отвлеченному теоретическому мышлению всегда был невелик, и где лишь практически направленная теория могла рассчитывать на то, чтобы ею вообще стали заниматься.
На первый взгляд прагматизм производил впечатление оптимистической философии преуспевающих американских буржуа; на самом деле он проникнут пессимизмом, боязнью науки и неверием в разум человека. Сущность прагматизма может быть выражена очень кратко: человеку приходится действовать в иррациональном и непознаваемом мире, попытки достигнуть объективной истины бессмысленны, поэтому к научным теориям, социальным идеям, моральным принципам и т. д. следует подходить «инструментально», т. е. с точки зрения их выгоды и удобства для достижения наших целей, то, что полезно, что приносит успех, — то и истинно [1].
Ценность мышления обусловливается его действенностью, эффективностью как средства для решения жизненных задач. Мышление является средством приспособления организма к окружающей среде для успешного действия. Содержание знания определяется его практическими последствиями. Пирс трансформировал дискуссии о знании в проблематику веры - готовности к действованию. Акцент процесса миропостижения таким образом перемещался от модели «незнание – знание» к схеме «сомнение -коллективная либо социальная вера».
Понятие истины занимает в прагматизме центральное место. Прагматизм заявляет, что мнения являются истинными, если они оказываются полезными и функциональными.
Мнение Рассела о прагматической концепции истины, заключается в следующем. Часто трудно знать, является ли одно утверждение более полезным, чем другое утверждение о том же состоянии дел.
Человек всегда стремится к вере как к более положительному состоянию духа, выводящему к действию. Переход к вере от сомнения и есть «исследование». Вывод - мы заинтересованы в приятном состоянии веры, следовательно, и наше познание заинтересованно в вере, а, следовательно, и в истинности, ибо истина - то, во что я верю. Таким образом, эмоции, желания, страсти человека не устранены из науки. Она не содержит объективных истин, поскольку истина всегда связана с верой. Наука - это коллективная вера в истины своей эпохи. Наука как бы «принуждает» нас верить в свои догмы-истины. В чем же тогда ее ценность для человечества? Наука полезна человеку, она обеспечивает достижение практических целей. Истины науки проверяются и подтверждаются практикой. Если истины способны обеспечить, расширить интересы человека, то они полезны [4].
Наука - это инструмент для осуществления интересов людей, поставленных ими целей. Человек, будучи существом деятельным, творит и реальность, и то, что называют истиной. Поэтому наука не имеет каких-то «своих», «особых ценностей». Ценности науки должны улучшить реальную жизнь и внести смысл в социальный опыт. Стремление прагматической философии поставить в центр познания, в центр науки не природу, а человека, его личность, эмоциональную сферу, определило гуманистическую направленность этого учения.
Разум человека - это инструмент, отбирающий идеи для использования последних в жизни на благо человеку и человечеству. Знание человека признано волей, которая руководит знанием, ставит цели, организует опыт, выбирает средства для достижения целей.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Агафонов В.П., Философия / В.П. Агафонов, Д.Ф. Казаков, Д.Д. Рачинский. - М.: МСХА, 2013. - 718с.
2. Баранова, Н. Н. Философия / Н.Н. Баранова, А.О. Шкундич. - М.: Эксмо, 2015. - 256 c.
3. Джеймс У. Прагматизм / Пер. П.С. Юшкевича // Джеймс У. Воля к вере / Общ. ред. П.С. Гуревича. 2017 – 225с.
4. Ерина, Е. Б. Основы философии / Е.Б. Ерина. - М.: РИОР, Инфра-М, 2017. - 309c.
5. История философии. Учебник для высших учебных заведений. / Под общ. ред. Кохановского В. П., Яковлев В. П., Ростов-на-Дону, Феникс, 2019 - 576с.
6. Корнфорт, М. В защиту философии. Против позитивизма и прагматизма / М. Корнфорт. - Москва: Гостехиздат, 2010. - 612c.
7. Марков, Б. В. Философия / Б.В. Марков. - М.: Бельведер, 2016. - 34 c.
8. Свергузов, А. Т. Философия. Учебное пособие / А.Т. Свергузов. - М.: Альфа-М, Инфра-М, 2015. - 192c.
9. Спиркин А.Г. Философия / А.Г. Спиркин. - М.: Гардарики, 2013. – 368с.
10. Философия / под ред. В.И. Кириллова. - М.: Юристъ, 2016. - 376с.
11. Философия. Курс лекций. - М.: ТЕИС, 2016. - 296c.
12. Хрусталев, Ю. М. Основы философии / Ю.М. Хрусталев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 304c.