Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РФ 5
1.1 Понятие и сущность системы образования 5
1.2 Нормативно-правовая база системы образования РФ 8
Глава 2. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ 12
2.1 Органы государственной власти, осуществляющие государственное управление сферой общего образования 12
2.2 Организация деятельности министерства просвещения РФ и оценка эффективности его деятельности 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы определена тем, что на сегодняшний день к эффективности управления общим образованием предъявляются новые требования. Модель управления системой общего образования все в большей степени определяется интересами и целями ее внешних заинтересованных сторон (работодателей, местных сообществ, органов государственного управления, обучающихся и их семей), а не ограничивается внутренними целями развития собственно образовательной системы, что подчеркивает важность государственного управления системой общего образования.
В современных условиях усиливаются факторы, определяющие увеличения роли государственного управления общим образованием, к которым, в первую очередь, следует отнести следующее: изменение структуры экономики в пользу наукоемких отраслей, развитие адаптационных способностей, вовлечение России в мировое экономическое, информационное и образовательное пространство.
Целью исследования – выявить особенности федерального и регионального уровня образовательной системы РФ.
Объектом исследования является образовательная система РФ.
Предметом исследования являются понятие и структура образовательной системы РФ.
Задачи, решаемые в исследовании для достижения цели:
1. Выявить понятия, сущность и роль общего образования в развитии общества;
2. Охарактеризовать и оценить состояние общего образования в РФ, выявить тенденции его развития;
3. Охарактеризовать систему органов государственной исполнительной власти в РФ и определить место в ней органов государственной власти, осуществляющих государственное управление сферой общего образования;
4. Охарактеризовать и оценить организацию деятельности министерства просвещения РФ и оценить эффективность его деятельности в сфере общего образования.
Исследованность темы – высокая.
Методической и теоретической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых по государственному управлению, а также законодательная база в сфере управления образованием в Российской Федерации.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РФ
1.1 Понятие и сущность системы образования
Согласно ст. 10 закона об образовании система образования включает в себя различные субъекты – государственные и частные организации, федеральные органы, объединения и др. (рис. 1)
Рис. 1. Состав системы образования
В России образование включает общее, профессиональное, дополнительное, профессиональное обучение, непрерывное.
Согласно пункту 3 данной статьи общее и профессиональное образование реализуются по уровням образования.
Общее образование включает следующие уровни:
Рис. 2. Уровни общего образования
Реформы в сфере государственного и муниципального управления в России привели к необходимости создания системы эффективного местного самоуправления. Муниципальный уровень управления образованием представляет собой системный элемент регионального образовательного пространства, который, в свою очередь, входит в общеобразовательную систему страны.
Потому, на сегодняшний день, довольно часто слышно о попытках изменения системы управления на муниципальном уровне. Большую часть этих изменений составляют инновации в той или иной области применения, а именно разработка, распространение, освоение и применение нововведений внутри образовательной системы. Таким образом, выбранная для исследования тема, сегодня является актуальной.
В управлении любым объектом можно выделить такие базовые элементы как: планирование, организация, руководство и контроль. Данные элементы составляют полный управленческий цикл. Поэтому в развитии муниципальной образовательной системе основное место занимает организационно-управленческое направление.
Конкретные организационно-управленческие меры реализуются на двух основных уровнях: муниципальном уровне образовательной структуры и уровне отдельных образовательных единиц.
К организационно-управленческим мерам можно отнести:
внедрение и контроль над деятельностью системы учреждений и структур города, необходимых для развития муниципальной системы образования;
переход на программно-целевую модель управления образованием;
создание отлаженного механизма взаимодействия элементов, входящий в образовательную структуру;
отработка системы взаимоотношений в образовательной системе города по принципу делегирования полномочий «сверху-вниз», «снизу-вверх» и по «горизонтали».
Фрагмент для ознакомления
3
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – Режим доступа: www.consultant.ru.
2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – Режим доступа: www.consultant.ru.
3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – Режим доступа: www.consultant.ru.
4. Гузеев М.С., Ковальчук О.Н. Проблемы реформирования системы общего среднего образования с позиции управления // В сборнике: теоретические и практические аспекты развития современной науки Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. 2019. С. 75-79.
5. Данилова А.В. Региональные аспекты совершенствования государственного управления сферой общего среднего образования (на примере московской области) // Форум молодых ученых. 2020. № 1 (41). С. 149-153.
6. Додуева С.Ж. Методические особенности программы «принятие решений» регионального управления общим образованием // В сборнике: актуальные вопросы полихотомического анализа материалы межрегионального тематического сборника с международным участием. Челябинский государственный университет, Миасский филиал; Международная академия фундаментального образования. Курган, 2020. С. 61-65.
7. Дугина К.А. Современная научная парадигма теории управления знаниями применительно к системе общего образования // Труд и социальные отношения. 2019. № 2. С. 150-158.
8. Калмыкова В.И. Влияние системы образования англоязычных стран на систему образования в России // Modern Science. 2021. № 4-2. С. 199-203.
9. Ковкова В.О. Национальный проект "образование" в системе стратегического планирования муниципальной системы общего образования // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 2 (130).
10. Короткевич М.И., Проблема выбора стратегии развития образовательного учреждения в современных условиях // Вестник Института Балтийского региона РГУ им. И. Канта. 2015. № 1. – С. 67.
11. Логвиненко В.П. Методические особенности программы «прогнозирование» регионального управления общим образованием // В сборнике: актуальные вопросы полихотомического анализа материалы межрегионального тематического сборника с международным участием. Челябинский государственный университет, Миасский филиал; Международная академия фундаментального образования. Курган, 2020. С. 131-136.
12. Манчинская Л.И. Проблемы управления учреждениями среднего общего образования на муниципальном уровне в российской федерации // В сборнике: Новеллы права, экономики и управления 2019 сборник научных трудов по материалам V международной научно-практической конференции. 2020. С. 251-255.
13. Мигунова Е.Ю. Управление дошкольным образованием в регионе / Е.Ю. Мигунова // Управление ДОУ. – М., 2014. – № 3. – 51 с.
14. Миронова Л.Е. Единая автоматизированная система управления учреждениями в области образования как инструмент совершенствования деятельности местных органов власти по управлению системы среднего общего образования // Философия социальных коммуникаций. 2019. № 1 (46). С. 67-70.
15. Миронова Л.Е. Теоретические аспекты управления системой среднего общего образования на муниципальном уровне // Философия социальных коммуникаций. 2019. № 1 (46). С. 60-63.
16. Мокшина Т.М. Сущность и содержание государственного управления в сфере общего среднего образования // В сборнике: Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития Абрамова Л.А. Сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2019. С. 194-200.
17. Нагорная М.Л. Управление персоналом в образовательной организации общего образования // В сборнике: Социально-психологические вызовы современного общества. Проблемы. Перспективы. Пути развития Материалы IV Международной научно-практической конференции. 2019. С. 224-229.
18. Неустроев С.С., Федорчук Ю.М. Управление в общем образовании: опыт, тенденции, перспективы/ Москва, 2019.
19. Овсянникова А.В. Методические особенности программы «планирование» регионального управления общим образованием // В сборнике: актуальные вопросы полихотомического анализа материалы межрегионального тематического сборника с международным участием. Челябинский государственный университет, Миасский филиал; Международная академия фундаментального образования. Курган, 2020. С. 168-173.
20. Ольховик Т.Н. Теоретические основы использования проектного метода в региональном управлении общим образованием // В сборнике: Тенденции развития науки и образования Сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции. 2020. С. 30-34.
21. Полесовщикова А.П. Особенности системы управления сферой основного общего образования в российской федерации на региональном уровне (на примере самарской области) // В сборнике: Управление организационно-экономическими системами Сборник трудов научного семинара студентов и аспирантов института экономики и управления: в 2-х частях. Под общей редакцией О.В. Павлова. 2019. С. 85-88.
22. Пронина Л.Н. Проектное управление как средство достижения нового качества общего образования в условиях модернизации системы образования // Вестник ГОУ ДПО ТО "ИПК и ППРО ТО". Тульское образовательное пространство. 2019. № 2. С. 12-14.
23. Рахмаева Э.Р. Анализ основных понятий государственного управления в системе среднего общего образования в Российской Федерации // В сборнике: Управление организационно-экономическими системами Сборник трудов научного семинара студентов и аспирантов института экономики и управления: в 2-х частях. Под общей редакцией О.В. Павлова. 2019. С. 97-101.
24. Сочивец К.И. Анализ структуры и функций органов управления системой общего среднего образования в российской федерации // В сборнике: Управление организационно-экономическими системами Сборник трудов научного семинара студентов и аспирантов института экономики и управления: в 2-х частях. Под общей редакцией О.В. Павлова. 2019. С. 110-114.
25. Тетерин Н.Н. Система общего образования как объект управления (на примере организации профориентационной работы) // В сборнике: Вызовы времени и ведущие мировые научные центры Сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. 2019. С. 188-199.
26. Уткина Т.И. Управление качеством в общем и профессиональном образовании // Вестник Оренбургского государственного университета. 2019. № 3 (221). С. 73-78.
27. Фролова М.И. Проблемы управления общим образованием в России в 70-е гг. XIX в // В сборнике: Источники исследования о педагогическом прошлом: интерпретация проблем и проблемы интерпретации Сборник научных трудов международной научно-практической конференции. 2019. С. 539-543.
28. Фэнъин Лю., Исхаков Э. Комплексный взгляд на российскую и китайскую системы образования // В сборнике: традиции и инновации в национальных системах образования. Материалы Международной научно-практической конференции . 2021. С. 500-502.
29. Хомич В.Б. Мониторинг эффективности организации и управления процессом сетевого взаимодействия в реализации основной образовательной программы начального общего образования // В сборнике: молодой исследователь: вызовы и перспективы Сборник статей по материалам CLXI международной научно-практической конференции. Москва, 2020. С. 28-31.
30. Ципинова К.А. Государственное управление инновационным развитием в общем среднем образовании г. Москвы // В сборнике: актуальные проблемы и перспективы развития государственного и муниципального управления сборник научных статей, подготовленный в рамках VI международной научно-практической конференции. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. 2019. С. 189-193.
31. Эрдынеева К.Г., Хэ Ю. Цели и алгоритм программы «принятие решений» регионального управления общим образованием // В сборнике: актуальные вопросы полихотомического анализа материалы межрегионального тематического сборника с международным участием. Челябинский государственный университет, Миасский филиал; Международная академия фундаментального образования. Курган, 2020. С. 271-275.
32. Юдина Е.В. Общее и особенное в государственно-общественном управлении образованием в россии в прошлом и настоящем // В сборнике: world science: problems and innovations сборник статей XXXIX Международной научно-практической конференции : в 2 ч.. 2020. С. 172-174.
33. Pavlovskaya S., Chaikouskaya Yu. The transformation of the higher education system in the digital age // Oikonomos: Journal of Social Market Economy. 2021. № 2 (20). С. 73-80.