Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение...........................................................................................................3
Краткая биография Н.А. Бердяева....................................................................4
Персонализм Бердяева. Центральное место проблемы
свободы человеческой личности в его философии.........................................8
Заключение.......................................................................................................13
Список использованной литературы...............................................................14
Фрагмент для ознакомления
2
человека и связи с ним смысл бытия в целом. Ее решение, по мнению писателя, может быть только антропоцентрическим - философия «познает бытие из человека и через человека», смысл бытия обнаруживается в смысле собственного существования. Осмысленное существование - это существование в истине, достижимое человеком на путях спасения (бегства от мира) или творчества (активного переустройства мира культурой, социальной политикой).
Личность, по Бердяеву, есть духовная реальность, потому она не может стать объектом научного исследования. Главная характеристика личности — свобода, которой личность не просто обладает, но она сама есть свобода.
Проблема личности и свободы всегда была основополагающей составляющей религиозного мышления. Бердяев определил свою теорию религиозной метафизики как персонализм. Личность, с точки зрения персонализма, реальность духовная, по отношению к которой не применим никакой закон. Личность — сама свобода [5].
Философия Бердяева носит персоналистический характер; он сторонник ценностей индивидуализма. «Истинное решение проблемы реальности, проблемы свободы, проблемы личности - вот настоящее испытание для всякой философии», - считает он. Бердяев был поглощен экзистенциальным интересом к человеку, в «Самопознании» он отмечает: «...экзистенциальная философия ... понимает философию как познание человеческого существования и познание мира через человеческое существование...» [1]. Однако, в отличие от других философов-экзистенциалистов, писатель не удовлетворяется сопереживанием, его волнует не столько трагедия человеческого существования, сколько свобода человеческой личности и человеческого творчества.
Творчество всегда связано с идеей свободы. Творчество духовной культуры и хозяйственная жизнь страны не могут строиться по одному образцу. Невыполнение данного условия приведет к гибели свободы. Творчество и свободу Бердяев не сопоставлял с правом человека или же его желанием. В отличие от свободы, творчество — это обязанность человека перед Богом, требование к человеку продолжить миротворение, которое было ему дано. Творчество, как обязанность, определяет жизненный уклад человека. Не найдя в Священном Писании мыслей, касающихся творчества как такового, Бердяев пришел к выводу, что религиозный смысл творчества от человека был скрыт от человека Богом. Творчество является связующим звеном между человеком и Богом, а потому, новое откровение будет
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бердяев, Н. А. Философия свободы; Смысл творчества / Н. А. Бердяев; [Вступ. ст., сост., подгот. текста, примеч. Л. В. Полякова; Журн. "Вопр. философии" и др.]. - М. : Правда, 1989. - 607 с.
2. Бердяев, Н. А. Самопознание : (Опыт филос. автобиогр.) / Н. А. Бердяев; [Сост., предисл., подгот. текстов, коммент. и указ. имен А. В. Вадимова]. - М. : Книга, 1991. – 445 с.
3. Краткий курс истории. Николай Бердяев. Социалист и мистик [электронный ресурс]: https://histrf.ru/read/articles/kratkii-kurs-istorii-nikolai-bierdiaiev-sotsialist-i-mistik (дата обращения 16.06.22).
4. Кучерявенко М. А. Проблема свободы в философии Н. А. Бердяева [электронный ресурс]: http://philosophystorm.org/node/1409 (дата обращения 16.05.22).
5. Нагаткина, А. В. Философия творчества Н. А. Бердяева / А. В. Нагаткина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 24 (210). — С. 366-368.