Фрагмент для ознакомления
2
Теоретические подходы к межэтническим конфликтам
Многочисленные исследования межнациональных конфликтов ориентированы на восприятие их как деструкции. Актуальность данной темы состоит в том, что межэтнические конфликты как правило, приводят к страданиям и гибели миллионов людей, всё это разворачивается в цивилизованном современном мире. При этом, вместе с тем конфликт представляется возможным рассматривать как конструктивное и функциональное разрешение ситуации, в большинстве случаев можно рассматривать успешными исходы подобных открытых конфликтов, в которых происходит завершение агрессивных действий, вторжения и насилия. Но следует отметить, что необходимым является овладение и управление конфликтной ситуацией, иначе может произойти подмена парадигмы.
Отношение к пониманию проблемы межэтнических конфликтов на современном этапе существенно изменилось. Значительной задачей, которая встала перед наукой в начале нашего века выступает чёткое определение и расстановка акцентов сущности межэтнических конфликтов. Необходимости осознания и понимания, является ли этот феномен тем конфликтогеном или представляется возможным говорить только о вовлечённости в ситуацию, а также манипуляцию третьими лицами.
Межэтнические конфликты могут рассматриваться с одной стороны в соответствии со взглядами теорий конфликтологии, с другой относительно этнических концепций. В настоящее время можно рассматривать интегрированный подход, который объединяет в себе этнические теории с конфликтологическими. В качестве примера, Ротшильд выделяет три направления в изучении различных конфликтных ситуаций и этничности, данные конфликтные ситуации непосредственно связаны с этничностью (примордиализм, конструктивизм, инструментализм). А Липшуц отмечает значительные, основные характеристики этничности: биологические, примордиалистические, определенное общества, защитная и инструментальная. Эти взгляды разделяют и имеют обширное распространение в отечественной теории межэтнических конфликтов.
В 70-е года Кэмпбеллом было предложено объединение разнообразных популярных к тому времени взглядов на межэтнические конфликты на два направления:
социальные парадигмы, которые объясняют конфликт в соответствии с социальным взаимодействием;
социально-психологические подходы, которые опираются в своём объяснении непосредственно на поведение человека.
Россом были дополнены взгляды Кэмпбелла, учёный помимо уже существующих подходов выделил, структурные теории этноконфликтов, в основании которых, находится расхождение в интересах, конфликтующих между собой сторон, культурных ценностей и традиций. Также при этом он учитывал личностный уровень ответственности человека в группе с одной стороны, и групповые интересы, ценности, угрозы, страхи с другой. Но при этом образуется вопрос отождествления групповых и личных интересов и невозможности осознания данного факта. Исходя из этого в ситуации мжэтнического конфликта происходит идентифицирование групповых переживаний с личными, уровень эмоциональности при этом превышает нормативные границы [1].
Каждый из приведенных выше подходов, с точки зрения учёных, обладает своим собственным стратегическим значением выхода из конфликтной ситуации. Интерпритация последствий при этом одного и того же события и выхода из него могут значительно отличается. Структурные подходы межэтнических конфликтов подразумевают определение общих целей и интересов сторон, акцентирование внимания на результатах переговорного процесса. Психокультурные подходы ориентированы прежде всего на изменение восприятия людьми друг друга в ходе осознания и поиска выхода из сложившегося конфликта.
Данные подходы, ориентированы процессуально, в рамках данного направления процесс переговоров обладает таким же принципиальным значением, как и его итог. Именно поэтому официальные переговоры дополняются развёрнутой системой межгрупповой коммуникации на различных уровнях с задачей формирования положительного восприятия конфликтующих этнических групп друг друга.
В соответствии с анализом сущности межэтнического конфликта принято выделить несколько теорий данного феномена:
а) атрибутивные концепции;
б) постмодернистские концепции, отрицающие этнический характер конфликта;
в) смешанные концепции, которые формируются на основании анализа отдельных типов межэтнических конфликтов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авксентьев В.А. Этнические конфликты: история и типология // Социологические исследования. 2014. №12. С.43-45.
2. Дмитриев А.В. Этнический конфликт: Теория и практика. М.: ЮНИТИ, 2011. - 218с.
3. Дмитриев А.В. Конфликтология. М.: Гардарики, 2013. - 320с.
4. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М.: МГУ, 2015. - 160с.
5. Канатаев Ю.А. Психология конфликта / Ю.А. Канатаев. — М.: ВАХЗ, 2017. — 379 с.
6. Леонов Н.И. Основы конфликтологии: Учеб. пособие/ Н.И. Леонов. — Ижевск, 2019 -418 с.
7. Разгонова Е.Ю. Управление конфликтами / Е.Ю. Разгонова // Молодежь и наука. — 2018. — № 7. — С. 25.
8. Романенко С.А. История и историки в межэтнических конфликтах в конце XX века. Почему и как возраждается сознание «закрытого общества»? - М., 2017. С.39-40
9. Сатрапов В. Борьба этносов за существование // Политический журнал. 2014. №4. С.45-57.
10. Этническая конфликтология. / Под ред. Е.Н. Соколова. - М.: РИК, 2012. - 154с.