Фрагмент для ознакомления
2
Как считает М. Пейн, к началу нового века сохранились те же модели социальной работы с группой: клиническая модель, модель взаимопомощи, социально-ориентированная модель.
В клинической модели под группой понимается совокупность индивидов, находящихся в трудной жизненной ситуации, групповая деятельность направлена на работу с поведенческими отклонениями.
Модель взаимопомощи связана с межгрупповой поддержкой, когда члены группы принимают совместное участие в разработке программы помощи наряду с социальным работником.
Социально-ориентированная модель направлена на работу по активизации различных групп населения, среди которых можно выделить работу с молодежью, работу в микросоциальной среде и т.п.
Однако необходимо отмстить, что групповая работа сегодня приобретает мультидисциплинарный характер, где группы самопомощи имеют все более весомое значение в теории и практике социальной работы. Терапевтическое воздействие в таких группах не является приоритетным, а главным является личностное развитие клиента на основе коллективного опыта и солидарности.
Практика социальной работы — деятельность социальных служб и работников по изучению потребностей клиентов, групп и общин, согласование плана совместных действий, предоставления необходимых услуг и консультаций, развития их самостоятельности и тому подобное. Осуществляется она с целью содействия оптимальной социальной адаптации людей, семей и групп населения в формах ухода, социально-психологического консультирования, представительства и защиты их интересов, администрирование, планирование и т. Для этого социальные работники должны обладать необходимыми методами, навыками работы, основанными на различных знаниях и теориях. Согласно исследованиям, многие социальные работников недооценивают роль теорий в практической деятельности. Свой скептицизм они объясняют наличием конкурентных теорий, положения которых часто являются взаимоисключающими. Некоторых из них не удовлетворяет слишком общий характер теорий, затрудняет использование их при выборе стратегии и тактики действий в отношении конкретного клиента. Проблематичным для них является и то, что теории преимущественно отмечают терапевтических аспектах работы, реформаторских мероприятиях, дистанцируясь от правовых и процедурных аспектов работы, контрольных функций социальных работников. А именно этим приходится заниматься большинства социальных работников. И некоторые ученые убеждены, что первичной основой в социальной работе практика, а научное знание - вторично. На их взгляд, удаленное от практики знания только препятствует социальным работникам оказывать эффективную социальную помощь. Поэтому движение знания должно происходить не от теории к практике, а от практики к теории.
3. В чем состоит различие подходов к типологии соци¬альной групповой работы?
Различие подходов к типологии групповой работы заключается в выборе разных основ (причин) для выделения типологий (классификаций).
Динамика развития социальной групповой работы такова, что не представляется возможным дать объемную классификацию используемых подходов. Можно отметить, что первая классификация социальной групповой работы была предложена в 60-е годы Дж. Клейном. В основе его классификации систематизация реальных направлений групповой работы, характерных для данного времени.
В основе классификации подходов Papellа и Rothmanа лежат родовые и видовые особенности моделей групповой работы, где разграничительными критериями являлись: тип предоставляемых услуг, особенности ролей и взаимодействий социального работника, теоретическая парадигма метода групповой работы, типология клиента.
4. Приведите основные определения и классификации социальной работы с группой.
Социальная работа с группой – это направление практической деятельности, функции которой распространяются в различных областях человеческой жизнедеятельности от благосостояния и образования до адаптации и восстановления. Клиентами социальной групповой работы являются индивидуумы, имеющие различную этиологию проблем.
Согласно подходу Г. Конопки, социальная групповая работа является практическим методом социальной работы, который помогает личностям расширять их социальное функционирование и через целенаправленный опыт группы более эффективно справляться с их индивидуальными, групповыми или проблемами в микросоциуме.
Термин "социальная групповая работа" предложен Г. Конопкой и другими исследователями, чтобы показать специфику и отличие социальной групповой работы от групповой психотерапевтической работы. Если в социальной групповой работе акцент делается на проблемы, связанные с социальным функционированием, то в групповой психотерапии на эмоциональных и психологических процессах у больных людей. Сегодня наблюдается тенденция, когда методы групповой психотерапии применяются в практике социальной групповой работы, что расширяет ее познавательные границы, и в этой связи употребляются два понятия: "групповая терапия" и "групповая работа".
Понятие "групповая терапия" употребляется в двух значениях. Первое значение, традиционное, связывают с практической деятельностью социального работника, призванного, уменьшая страдания клиента, улучшать степень индивидуального и социального функционирования через управляемое взаимодействие группы. Второе значение используется в подходах к классификации социальной групповой работы, оно определяет вид социальной групповой работы, основанной на групповой динамике и терапевтическом воздействии группы на клиента.
Социальная групповая работа – это метод интерперсональной помощи развития в профессиональной социальной работе в малых группах, где используется групповой контекст для достижения индивидуальных и групповых целей. Социальная групповая работа, как и социальная работа со случаем, включает различные подходы поведенческого обмена, индивидуального развития, интерперсональных умений, групповых ориентированных проблем, социальных акций. На практике социальная групповая работа представлена достаточно широко: от группового консультирования до терапевтических подходов. Социальная групповая работа включает различные виды деятельности.
• 1. Развитие целой группы и отдельного члена группы.
• 2. Развитие взаимной помощи и поддержки среди членов группы.
• 3. Использование группового процесса для жизнедеятельности группы.
• 4. Развитие автономности в группе.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. -- М., 1992.
2. Теория, история и методика социальной работы. Избранные работы / Электронный ресурс: https://studref.com/353598/sotsiologiya/teoriya_istoriya_i_metodika_sotsialnoy_raboty_izbrannye_raboty
3. Теория социальной работы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
4. Фирсов М.В., Теория социальной работы / Электронный ресурс: https://studme.org/38401/sotsiologiya/teoriya_sotsialnoy_raboty
5. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», - 2004.
6. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. М., 1998.