Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА У ДЕТЕЙ
1. Современное состояние и подходы к проблеме формирования слоговой структуры у детей
2. Особенности формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста
3. Упражнения на развитие слогового анализа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Фрагмент для ознакомления
2
включать в работу по коррекции нарушений письменной речи, в частности при коррекции дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа. Переход к этой теме осуществляется после отработки звуко-буквенного анализа слов. Так же стоит отметить, что подобная работа будет полезной при проведении занятий по профилактике нарушений письменной речи среди учащихся первых классов, имеющих нарушения устной речи.
К тому же нижеперечисленные упражнения будут полезны нормативно развивающимся детям, начавшим школьное обучение. Навык деления слов на слоги (слоговой анализ) и составления из слогов слов (слоговой синтез) имеет большое значение в овладении детьми письменной речи. Таким образом, в зависимости от того, насколько качественно будет проведена работа по отработке данного навыка, зависит дальнейшее развитие письменной речи учащихся.
Несмотря на всю важность этого процесса, не стоит забывать, что даже у нормативно развивающихся детей процесс перехода от дошкольного детства к школьному обучению часто происходит довольно сложно, не говоря уже о детях, имеющих речевую патологию. В связи с этим, организовать работу по отработке навыка слогового анализа следует таким образом, чтобы максимально завлечь в нее детей. Мотивировать детей лучше большим количеством наглядного, иллюстративного материала и чередованием разных видов деятельности. Ниже рассмотрены возможные методы и приемы работы, представлены пособия и материалы.
1. РАССЕЛИ ЖИВОТНЫХ ПО ДОМИКАМ (задание, направленное на развитие навыка слогового анализа)
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ:
• Посмотрите внимательно на картинку. Что изображено на ней? (Три домика и животные).
• Одинаковы ли домики? (Нет, в первом домике одно окно, во втором - два, в третьем - три).
• Нам необходимо расселить животных по домикам. В первом домике будут жить животные, в названиях которых 1 слог.
• Как вы думаете, какие животные будут жить во втором домике?
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. СПб: Детство-пресс, 2009. 48 с.
2. Бабина Г. В. Слоговая структура слова: Обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. М.: ПАРАДИГМА, 2010. 96 с.
3. Большакова СЕ. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2009. 56 с.
4. Васильева М. А.Программа воспитания и обучения в детском саду : доп. М-вом образования и науки РФ / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.
5. Воробьев В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. -- 158[2] с. -- (Высшая школа).
6. Выготский Л. С. Основные проблемы современной дефектологии. /Л. С. Выготский. //Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 1994. - С.145-173.
7. Жукова Н. С. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда/ Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2004. - 320с. - (Учимся играя).
8. Ковшиков В. А. Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных. - СПб.: Каро, 2006. - 80с. - (Популярная логопедия).
9. Лебедева И. Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картинке: Учебно-методическое пособие / Под. ред. проф. Л. Б. Баряевой. - СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009. - 175 с.
10. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией / Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Левиной Р.Е. М., 1961. С. 65-70.
11. Микляева Н. В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. Логопедическое обследование: метод. пособие / Н. В. Микляева. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 96 с. - (Библиотека логопеда-практика).
12. Ткаченко Т.А. Слоговая структура слова. Коррекция нарушений. Логопедическая тетрадь. М., Книголюб, 2008. 48 с.
13. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: программно-методические рекомендации. Москва: Дрофа, 2010. - 220 с.
14. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. М.: Гном и Д, 2001. 96 с.
15. Чиркина, Г.В. Основы логопедической работы с детьми [Текст] / Г.В. Чиркина. - М.: Аркти, 2002. - 240 с.
16. Шалаева, Г. С. Логопедические игры / Галина Шалаева. - М.: Слово, Эксмо, 2008. - 176 c.
17. Шанский, Н.М., Тихонов А.Н. Лексика. Словообразование [Текст] / Н.М. Шанский, А.Н. Тихонов. - М: Высшая школа, 2007. - С. 3 - 47.