Фрагмент для ознакомления
2
Тема 1 «Психология общения как наука»
Вариант 5
1.Дать пояснения, каким образом психология общения соотносится с каждой из перечисленных прикладных наук: реклама, философия
Реклама — это аргументированная в пользу принятия решения информация, которая ориентирована на потенциального покупателя и распространяется по публичным каналам и источникам.
В отличие от чистой информации реклама использует средства убеждения, цель ее — обеспечение предпочтения в условиях конкуренции. От обычного информационного сообщения реклама отличается заинтересованностью в конечном результате. Это не просто изучение информации, а ее изучение с определенной, вполне конкретной целью — усилить интерес и внимание к предлагаемым товарам и услугам.
Тема 2 «Основные направления и проблемы психологии общения»
Вариант 5
1.Словарь: социально-психологическая компетентность, массовое сознание, мораль, сострадание, человеческая индивидуальность
Социально-психологическая компетентность – это интегральная характеристика личности, отражающая ее достижения в развитии отношений с другими людьми, обеспечивающая полноценное овладение социальной реальностью и дающая возможность эффективно выстраивать свое поведение в зависимости от ситуации и в соответствии с принятыми в социуме на данный момент нормами и стандартами.
Массовое сознание — один из видов общественного сознания, наиболее реальная форма его практического существования и воплощения. Это особый, специфический вид общественного сознания, свойственный значительным неструктурированным множествам людей («массам»).
2.Письменно ответить на вопросы:
В чем заключались основные социально-психологические идеи Г. Тарда, Л. Уорда, Ф.Г. Гиддингса и В. Парето?
Французский мыслитель Габриель Тард (1843–1904) исходил из того, что в основе социальной деятельности лежит психологический настрой отдельных людей и социальных групп. В процессе их взаимодействия один человек или социальная группа подражает другим. В этом Г. Тард видел «изначальный элемент социальности», основной способ существования и развития личности, социальных групп и общества. Подражание – в качестве основной функции человеческой психики – Г. Тард рассматривал как усвоение и повторение людьми того нового, что появляется в той или иной сфере общественной жизни.
Раскрыть содержание «психологии народов», как ее понимали Г. Штейнталь, М. Лацарус и В. Вунт?
Психология народов как одна из первых форм социально-психологических теорий сложилась в середине XIX в. в Германии. Психология народов предлагала «коллективистическое» решение вопроса о соотноше¬нии личности и общества: в ней допускалось субстанциональное существование «сверхиндивидуальной души», подчиненной «сверх-индивидуальной целостности», каковой является народ (нация).
Охарактеризовать учение А.А. Ухтомского о доминанте и учение Д.Н. Узнадзе об установках.
Знаменитый русский физиолог, Алексей Алексеевич Ухтомский (1875—1942) ввел понятие доминанты (от лат. dominatio — господство), ставшее весьма немаловажным для психологии внимания.
3. Опишите основные направления современной психологии межличностного общения в работах ученых психологов Запада.
Бихевиоризм (от лат. behavior - поведение), или психология поведения, появился в США в начале нынешнего века. Его экспериментальной предпосылкой стали исследования поведения животных, проведенные Эдуардом Торндайком (1874—1949).
Он обосновывает взгляд на человеческую психику и поведение как на «систему реакций организма на внешние раздражения, посылаемые средой, и внутренние раздражители, возникающие в самом организме». По его мнению, «все поведение человека слагается из безусловных реакций, данных в наследственном опыте, помноженных на те новые условные связи, которые даны в личном опыте».
Тема 3 «Детерминация поведения личности в общении»
Вариант 5
1. Словарь: возрастной стереотип, межличностное общение, ролевое поведение, установка, игра в общении
Возрастной стереотип - разновидность социальных стереотипов, отражающих устойчивые содержательные и оценочные характеристики восприятия возрастными группами собственной и других возрастных групп и являющихся содержанием возрастных идентификаций
2. Конспект: Шостром Э. Человек – манипулятор. Внутренне путешествие от манипуляции к актуализации/пер. с англ Н. Шевчук, Р. Римской – М.: Апрель-Пресс; Ин-т психотерапии, 2004.
Манипулятором можно назвать человека, который эксплуатирует, использует и/или контролирует себя и других как вещи определенными саморазрушительными способами.
Противоположным манипулятору является актуализатор (крайне редко встречающийся в чистом виде). Его можно охарактеризовать как человека, который ценит себя и окружающих как личностей или субъектов с уникальным потенциалом.
3. Письменно ответить на вопросы:
Перечислить базовые психологические установки нашего «Я» по отношению к окружающим
Манипулирование социальными стереотипами...
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект пресс, 2014. - 368 c.
2. Гаръкуша О.Н. Профессиональное общение: учебное пособие / Гарькуша О.Н. - М.: ИЦ «РИОР», НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 111 с.
3. Ефимова, Н. С. Психология общения / Н.С. Ефимова. - М.: Форум, Инфра-М, 2017. - 192 c.
4. Леонтьев, А. А. Психология общения / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, Academia, 2013. - 368 c.
5. Литвак, Михаил Ефимович Если хочешь быть счастливым. Учебное пособие по психотерапии и психологии общения / Литвак Михаил Ефимович. - М.: Феникс, 2017. - 595 c.
6. Разин А.В. Основы этики: учебник / А.В. Разин. — М.: ИД «ФОРУМ»: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 304 с.
7. Рогов, Е. И. Психология общения / Е.И. Рогов. - М.: Владос, 2014. – 820 c.
8. Садовская, В. С. Основы коммуникативной культуры. Психология общения. Учебник и практикум / В.С. Садовская, В.А. Ремизов. - М.: Юрайт, 2016. - 210 c.
9. Столяренко, Л. Д. Психология общения / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - М.: Феникс, 2013. - 320 c.
10. Шостром Э. Человек-манипулятор: Внутрен. путешествие от манипуляции к актуализации - М.: Апрель-Пресс: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2004 (ГУП Смол. обл. тип. им. В.И. Смирнова). – 190с.