Фрагмент для ознакомления
2
Особенности гуманистической коммуникации
При гуманистическом стиле общения речь идет о межличностных
отношениях, в которых человек хочет, чтобы его поняли, поддержали,
дали совет, чтобы ему сопереживали. Изначально такой тип общения не
подразумевает никакой цели, ситуация складывается из происходящих
событий. Такой стиль общения можно назвать наиболее искренним из всех
существующих, где те самые события носят интимный, исповедальный
характер. Основным методом, который здесь работает, является внушение,
причем обоюдное. Каждый партнер внушает другому, что он достоин
доверия, что один готов выслушать, а другой — рассказать, что его
тревожит.
Подобное общение может происходить не только между близкими и
родными людьми. К примеру, человек за несколько десятков минут может
узнать собеседника, который едет с ним в автобусе на соседнем сидении
или многое рассказать ему о себе, но совершенно не знает человека, с
которым работает вот уже несколько лет. Разговор с попутчиком приводит
к некоторым откровениям о себе, заставляет людей почувствовать друг
друга, посопереживать. Но разговор с коллегой преследует совершенно
другие цели [4].
Гуманистическое общение - это в наибольшей степени личностное
общение, позволяющее удовлетворить такую человеческую потребность,
как потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. Ни ритуальное,
ни манипулятивное общение не позволяют вполне удовлетворить эту
жизненно важную потребность. Цели гуманистического общения не
закреплены, не запланированы изначально. Его важной особенностью
является то, что ожидаемым результатом общения является не
поддержание социальных связей, как в ритуальном общении, не изменение
точки зрения партнера, как в манипулятивном общении, а совместное
4
изменение представлений обоих партнеров, определяемое глубиной
общения.
Ситуации гуманистического общения всем известны — это
интимное, исповедальное, психотерапевтическое общение. Оно связано с
настроенностью и целями партнеров. Но здесь следует указать на
ситуации, когда данное общение и даже его отдельные элементы
неуместны.
Например, телефонисты справочных служб раздражаются на тех
клиентов, которые, вместо того чтобы быстро задать вопрос, пытаются
сначала вступить с ними в доверительное общение: представиться,
познакомиться, рассказать о своих проблемах, причинах обращения в
справочную службу и т.д.
Гуманистическое общение детерминируется не столько снаружи
(целью, условиями, ситуацией, стереотипами), сколько изнутри
(индивидуальностью, настроением, отношением к партнеру). Это не
означает, что гуманистическое общение не предполагает социальной
детерминации. Очевидно, что человек, как бы он ни общался, все равно
остается социальным (т.е. связанным с жизнью и отношениям людей в
обществе). Однако в данном общении (больше, чем в других видах)
прослеживается зависимость от индивидуальности. В гуманистическом
общении партнер воспринимается целостно, без разделения на нужные и
ненужные функции, на важные и неважные в данный момент качества [6].
Например, мы можем за два часа беседы хорошо узнать случайного
попутчика в поезде и быть уверенным, что мы его правильно поняли. При
этом мы можем плохо понимать или совсем не понимать, что представляет
собой как человек секретарша нашего руководителя, с которой мы
«общаемся» чуть ли не ежедневно уже много лет подряд.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Адаир Дж. Эффективная коммуникация. - М.: Эксмо, 2013. -
240с.
2. Бодалев А. А. Психология общения. - М.: МПСИ, 2018. - 320 с.
3. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М.: Мысль,
2016. - 216с.
4. Журавлев А. Л., Павлова Н. Д. Психологическое воздействие.
Механизмы, стратегии, возможности противодействия - М.: Институт
психологии РАН, 2012. - 368 с.
5. Кабаченко Т. А. Методы психологического воздействия - М.:
Юрайт, 2008. - 544с.
6. Куницына В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов. -
СПб.: Питер, 2011. - 510с.
7. Никитина, Е.С. Социология коммуникации / Е.С. Никитина. -
М.: Palmarium Academic Publishing, 2014. - 636 с.
8. Львов Д. Е. Методы активного социально-психологического
воздействия. - Ижевск: ERGO, 2017. - 224 с.
9. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-
психологический тренинг. - М.: Изд-во МГУ, 2019. - 216 с
10. Якушева, Н.М. Unix. Коммуникации / Н.М. Якушева, В.А.
Машурцев. - М.: Радио и связь, 2017. - 224 c.