Фрагмент для ознакомления
2
1. Профиль работы предприятия - строительство жилья. Конъюнктура рынка складывается для него вполне благоприятно. Показатели производственной деятельности выполняются. Руководители подразделений - опытные сотрудники, проработавшие на предприятии долгое время, имеют хорошую профессиональную репутацию, пользуются доверием и авторитетом. По мнению руководителей, зарплата соответствует среднерыночному уровню.
В результате анализа, проведенного кадровой службой предприятия, была выявлена неблагоприятная тенденция - рост текучести персонала в отдельных производственных подразделениях. Причем основную часть увольняемых составляют рабочие. Анализ причин их ухода выявил разницу в оценке условий труда, как руководителями отделов, так и самими сотрудниками.
3.Постройте дерево проблем.
График ПАРЕТО (50 условных отказов)
В конце XIX века итальянский социолог и экономист Вильфредо Парето проводил исследования в сфере распределения доходов и материальных благ между жителями Великобритании. Он установил, что 80% богатств страны сосредоточено у 20% ее жителей, в то время как остальные 20% богатств делят между собой оставшиеся 80% жителей. Это привело к формированию правила 20/80. В дальнейшем эту идею в своей книге развил Ричард Кох, предложивший формулировку универсального «Принципа 20/80» и расширил влияние этого правила на все другие явления социальной и экономической сферы. Идею принципа Парето ввел в обращение Джозеф Джуран, который в своей публикации сослался на частную закономерность, выявленную Вильфредо Парето.
Открытие, сделанное более 100 лет назад итальянцем Вильфредо Парето, имеет много имен: принцип Парето, закон Парето, правило 80/20, принцип наименьшего усилия, принцип дисбаланса. Их объединяет не процентные соотношения причины и следствия, а предсказуемый дисбаланс. Именно этот факт и применяется в экономике, бизнесе и других областях жизни.
Принцип Парето означает, что 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий - лишь 20% результата. Данный принцип подтверждается количественными исследованиями в самых различных сферах жизни. Определив, к примеру, 20% наиболее весомых причин дефектов, можно понизить уровень брака на 80%. А сфокусировавшись на 20% наиболее значимых задач, можно на 80% достичь осуществления цели. 20% товаров определяют 80% доходов компании; 20% преступников совершают 80% преступлений; 20% имеющейся одежды люди носят в течение 80% времени.
После выбора главных причин, влияющих на производство, можно приступить к анализу влияния каждой причины на проведение процессов. Зафиксированные данные процесса (например, несоответствия), например, в контрольных листках, приступают к их анализу.
Прежде всего надо изучить наличие связи между выбранными видами данных (например, использования несоответствующей тары или несоответствующей нормативам организации погрузочных работ в различные декады месяца). Для этого строят диаграмму разброса (рассеяния): проведенная на графике медиана визуально покажет наличие или отсутствие корреляционной зависимости. При наличии связи строят гистограмму для визуального отображения вариаций статистического изменения контролируемого значения качества. По характеру разброса величины параметра делают заключение, например, по таким проблемам как стабильность технологии, уровень полученного качества продукта и производительности труда во времени наблюдения за производством.
Однако, наиболее удобней эти данные представить в виде диаграммы Парето, позволяющей ранжировать возникающие проблемы и выявлять основные причины, с которых нужно начинать действовать: она применяется для того, чтобы представить относительную важность всех проблем или условий с целью выбора отправной точки для решения возникших проблем, а также проследить за результатом или определить основную причину проблемы, провести графическим методом классификацию объектов от наиболее до наименее повторяемых.
Не редко в управлении качеством данные представляют по методу стратификации (или расслаиванию), когда группируют взятые параметры качества, полученные в различных условиях, а затем производится обработка всех групп параметров по отдельности. Например, строят диаграмму, отражающую влияния личных качеств персонала, работы оборудования различного типа и качества настройки, навыков работников в применении метода осуществления рабочих операций, температурного режима выполнения процесса на качество процесса.
Для анализа выполнения плановых показателей и их визуализации, например, при продажах или выполнении услуг, используется лепестковая диаграмма, где запланированное количество принимается за 100 % (отображается окружностью с величиной радиуса, условно размер которого принимают за 100 %), а затем на этом радиусе отмечают отрезки, пропорциональные проценту выполненного плана. Но особое место в статистическом анализе качества отводится контрольным картам, которые используются в виде графиков, полученных в ходе технологического процесса - они отражают динамику процесса, когда требуется установить характер неисправностей и дать оценку стабильности процесса и решить проблему: нуждается ли процесс в регулировании или его необходимо оставить таким, каков он есть; или когда надо подтверждение степени улучшения процесса: анализ графиков позволяет команде разрабатывать различные альтернативы существующему процессу и сравнивать их, решая, какую из них выбрать.
Имеющаяся неполадка в технологии процесса определяется по выходу значения за пределы контрольной линии (сигнал выхода процесса из-под контроля), наличию группы точек у контрольной границы в пределе разрешенной области (показатель неудовлетворительного регулирования оборудования), значительному рассеянию точек на графике по отношению к средней линии (указывает на наличие дефектов в настройке технологической линии процессов). Эти сигналы нарушения технологии позволяет выявить и устранить систематическую причину дефекта.
Таким образом, статистические методы широко используются для управления технологиями всех или отдельных процессов изготовления продукции и оказании услуг, что позволяет с наименьшими затратами решать многие возникающие проблемы качества.
Самое широкое применение в практике технических наук получили экспериментальные исследования. В основе метода эксперимента лежит физическое моделирование. Собственно, исследования проводятся на модели, имеющей ту же физическую природу, что и натура. Назначение эксперимента исключительно практическое, на основании результатов эксперимента совершенствуется техника, раскрываются закономерности природы, обосновываются технические новшества.
Эксперимент, основанный на моделировании, позволяет убыстрить и целенаправлять изучение взаимосвязей между физическими явлениями, процессами, происходящими в технических системах. Хотя эксперимент на моделях всегда экономичнее наблюдений за состоянием натуры, тем не менее, он требует весьма значительных трудовых, временных и экономических затрат. Поэтому не безразлично, как организован, заранее продуман эксперимент, как он спланирован. Необходимо обеспечить не только достоверный и достаточно исчерпывающий результат, но и суметь получить его при минимальных затратах.
Целями экспериментальных исследований могут быть или идентификация (соответствие данных эксперимента выдвинутой теоретической посылке), или оптимизация (поиск наилучших условий использования теории в практике). Бывает, что решаются одновременно обе задачи.
Перед началом планирования и проведения эксперимента исследователю должна быть хорошо ясна функция цели эксперимента. Под функцией цели понимают связь между подлежащей изучению зависимой переменной или несколькими зависимыми переменными и определяющими их факторами. Факторами называют те независимые варьируемые переменные, которые определяют изучаемый процесс.
Функцию цели, как правило, ищут путем теоретического исследования поставленной задачи. Полученная теоретически связь зависимой и независимых переменных может быть использована для целей как идентификации, так и оптимизации процессов, системы, явления.
В зависимости от числа управляющих факторов различают эксперимент однофакторный, двухфакторный, многофакторный. Для того, чтобы выявить функцию цели и зависимость ее от изменения факторов, необходимо определить функцию при различных уровнях факторов. Различают несколько видов планов экспериментов. Наиболее известным, широко применяемым является так называемый классический план. Часто этот план называют последовательным.
Все статистические методы базируются на понятии разброса. Статистический контроль разброса параметров процесса или продукции позволяет графически представить простую для понимания информацию: если разброс данных мал, можно ослабить контроль, если велик - это следует воспринимать как сигнал к необходимости регулирования процесса для повышения его стабильности.
Одним из статистических методов является диаграмма Парето.
Применение данного метода позволяет выявить и ранжировать основные факторы возникновения проблем и расставлять приоритеты в их решении.
Для сохранения своих сотрудников предприятие должно постоянно уделять должное внимание своему персоналу, понимать и мотивировать его, давать возможность развиваться. Анализ происходящего, а именно, почему работники начали покидать свои места, стоит рассматривать с самого начала, то есть с момента, когда тот или иной сотрудник пришел в организацию. Первая и главная причина в расчленении данной проблемы - это некачественный подбор персонала, связанный с желанием закрыть вакансию, либо человек, ищущий работу просто не получил всей информации о данной должности. Именно на этом этапе закладывается подбор персонала. Недостаточное, безответственное отношение как со стороны работодателя, так и сотрудника рано или поздно приведет к высвобождению работника. Вторая причина кроется в адаптации вновь пришедшего сотрудника. На данном этапе человек, попавший в новую для него среду, собирает информацию, присматривается к тому, что происходит вокруг него. Плохая адаптация или вообще полное ее отсутствие может вызвать даже преждевременное увольнение на испытательном сроке. Получается, что вакансия вновь становится открытой, ее место может занять новый претендент, и если он притрётся к окружающей его обстановке, то на некоторое время должность будет занята. Человек может остаться и проработать в компании определенное время, но при первой же возможности покинуть свое рабочее место, найдя для себя другое, более подходящее. Если же процесс адаптации прошел более- менее успешно, то дальнейшее сохранение кадров будет зависеть от условий работы, в которых человек находится. Комфорт, тепло, уют, современные технологии отражают решение работника о том, хорошо ли ему тут или нет. Не только внешние условия, но и психологический климат внутри коллектива сыграет важную роль для вновь пришедшего работника. Если начальник не уделяет должного внимания своим подчиненным, не умеет поощрять их труд, а внутри коллектива происходят недомолвки, конфликты, то при любой возможной ситуации человек покинет данное место работы. Поэтому очень важно, чтобы управляющий по персоналу мог создать уютный микроклимат в самом коллективе и давал возможность каждому сотруднику развиваться и расти. Отсутствие этого приведет еще к одной проблеме - невозможность карьерного роста. Человек, обладающий профессиональными качествами, амбициями, захочет чего-то большего, например, в перспективе получить более высокое звание. Компания, которая не может это обеспечить, даёт возможность работнику задумываться о том, стоит ли ему тут вкладывать свои силы в бесперспективное будущее. Эта очень важная проблема, которая требует проработок, понимая то, что человек постоянно чему-то учится, к чему-то стремится. Если это убивать в своих работниках, не давать им такой возможности, то на фирме некому будет работать, и, соответственно, текучести кадров данному предприятию просто не избежать. Следующая важная причина - это уход сотрудника вслед за своим коллегой или вместе с ним. Это достаточно распространенное явление, так как человек эмоциональное существо, способное прислушиваться к мнению окружающих и иногда поступать как все.